Starbucks начнет с Тверской


Starbucks пытается открыть кофейни в России с конца 90-х. Компания вела переговоры со многими рестораторами и ритейлерами. В качестве возможных партнеров назывались Аркадий Новиков и Михаил Зельман, компании “Росинтер ресторантс”, “Перекресток” и др. Но планы американцев спутала судебная тяжба с российским ООО “Старбакс”, которое зарегистрировало одноименную марку на территории России. Юристы требовали у американской компании $600 000 за право использования бренда на территории нашей страны. В ноябре 2005 г. российский суд встал на сторону Starbucks, после чего американцы активизировали переговоры с потенциальными партнерами.

В конце прошлой недели стали известны планы выхода Starbucks в Россию. Руководство компании провело встречу с финансовыми аналитиками, где рассказало о планах международной экспансии в новом финансовом году (в Starbucks он заканчивается в сентябре. – “Ведомости”). До сентября 2007 г. компания намерена выйти на четыре новых рынка. Помимо Бразилии, Египта и Индии кофейни появятся в России.

На той же встрече Starbucks впервые официально назвала российского партнера, кувейтскую M.H. Alshaya, а также дату начала операционной деятельности. “Компания планирует совместно со своим партнером M.H. Alshaya открыть первую кофейню в Москве в IV квартале 2007 финансового года (лето 2007 г. – “Ведомости”)”, – говорится в сообщении Starbucks. В “Монэкс трейдинге” говорить о развитии Starbucks не стали. “Кроме того, что написано в сообщении компании об экспансии в России, информации нет. Детальные планы еще не оформлены”, – сообщил представитель “Монэкс трейдинга”.

Но “Ведомостям” удалось выяснить некоторые подробности развития американской сети. По словам одного из российских партнеров компании, первая кофейня Starbucks откроется на Тверской в течение лета 2007 г. “Вторая появится на Садовом кольце, после чего Starbucks начнет выходить в торговые центры”, – добавил собеседник “Ведомостей”.

Эксперты с энтузиазмом отнеслись к планам американской компании. “Ну наконец-то!” – воскликнула главный редактор отраслевого журнала FoodService Анна Людковская. Впрочем, она считает, что на российском рынке Starbucks столкнется с конкуренцией со стороны “Кофе Хауз” и “Шоколадницы”. “Им понадобится время для развития в России. Например, в Европе Starbucks работает с конца 90-х, но до сих пор лидирующих позиций, как в США, не заняла”, – указывает Людковская. Писательница Оксана Робски, помогавшая владельцам “Кофе Хауз” и “Кофемании” разрабатывать дизайн помещений и мебели, знакома с концепцией Starbucks. “Крупные российские сети кофеен задумывались как некое подобие Starbucks. Теперь приходит прародитель этого направления, будет любопытно наблюдать, кто кого победит”, – говорит Оксана Робски.

“Я очень рад. Мы одни из немногих, как и Starbucks, кто остался привержен истинному формату кофеен, не расширяя меню до первых и вторых блюд. При этом американская компания всегда активно проводит рекламные кампании и на этой волне может помочь в развитии сегмента в целом”, – радуется владелец Coffee bean Джерри Рудитсер. По его словам, у Starbuсks очень сильный партнер. “Они [M.H. Alshaya] доказали, что могут изменить менталитет, научили арабские страны пить кофе в заведениях с американской стилистикой”, – указывает Рудитсер.