Дорог не хватает


“Если оценивать состояние дорог в Ростовской области по пятибалльной шкале, то это четверка с минусом”, – считает председатель совета директоров “Донаэродорстроя” Николай Имедашвили. Он отмечает, что трассам федеральных направлений уделяется большее внимание, чем областным и межрайонным дорогам. Пока финансирование последних недостаточное, а количество автомобилей опережает существующие возможности, добавляет Имедашвили.

В Ростове развитие улично-дорожной сети осуществляется по соответствующей программе на 2006–2010 гг., принятой городской думой в октябре прошлого года. Документ констатирует, что в городе недостаточная плотность магистральных дорог (порядка 1–1,5 км/кв. км при нормативе 2,4 км/кв. км, а в центре города показатель увеличивается до 2,6–5,8 км/кв. км) и высокая интенсивность движения. В результате в пиковые периоды практически все основные магистрали работают на пределе пропускной способности. Утром и вечером в город въезжает и выезжает около 18 000 автомобилей в час, а нагрузка на въезды в центр увеличивается вдвое. Для разгрузки магистралей в 2004 г. в центре города изменилась схема движения. В односторонний режим были переведены переулки Газетный, Семашко, Соборный, улицы Варфоломеева, Текучева, отменены левые повороты на пересечениях улицы Красноармейская – проспекта Буденновский, улицы Красноармейская – проспекта Ворошиловский, улицы Текучева – проспекта Буденновский. По подсчетам чиновников, такие схемы позволили разгрузить центральные магистрали в среднем на 20%.

Новые дороги

По данным мэрии, в 2006 г. из областного и муниципального бюджетов на дорожные работы выделено более 500 млн руб. и основная часть средств идет на ремонт существующих дорог. По данным замдиректора городского управления автомобильных дорог Арама Тигиозаряна, в этом году были капитально отремонтированы улицы Красноармейская, Ларина, Мадояна, часть Большой Садовой, Адыгейская, 35-я, 39-я, 16-я, 22-я линии, Нансена – Зоологическая. По плану на 2006 г. предусмотрена еще реконструкция улиц Каскадная (стоимость работ – 20 млн руб.), Вятская (42 млн руб.), бульвара Комарова (29,7 млн руб.), улицы Малиновского (15,9 млн руб.). А в течение двух лет планируется завершить строительство участка дороги от улицы Орбитальная до переулка Днепровский с переходом балки “Темерник” (33 млн руб.), реконструкцию объездной автодороги с Новочеркасским разворотным кольцом (140,8 млн руб.), капитально отремонтировать проспект Соколова (29,8 млн руб.), начать строительство новой дороги по улицам Луговая – Пойменная (72 млн руб.), а также подготовить проектно-сметную документацию для строительства двухуровневой транспортной развязки на улице Нансена – проспекта Театральный и реконструкции проспекта Ворошиловский. Всего за два года запланировано отремонтировать и построить около 300 000 кв. м дорог, общий объем средств разработчики программы оценивают в 729 млн руб.

Дороги строятся и в области. По данным областного минтранса, в 2006 г. на содержание, строительство и капремонт сети автомобильных дорог Ростовской области из областного бюджета выделено более 2,3 млрд руб. – это почти вдвое больше, чем в прошлом году. Больше половины выделенных средств (1,26 млрд руб.) уже освоены: на них построено и отремонтировано 51 км дорог из 171,6 км запланированных. В сентябре 2006 г. введен в эксплуатацию наиболее крупный объект – мостовой переход через реку Дон на автотрассе Морозовск – Цимлянск – Волгодонск. Строительство 10,6 км новой дороги и 1222 погонных метров мостов длилось пять лет, затраты составили почти 1,5 млрд руб. Еще один объект – строительство дороги в обход Семикаракорска протяженностью 8,2 км сметной стоимостью 352,2 млн руб. – завершится в октябре. По мнению чиновников, обходная дорога улучшит условия движения транзитного транспорта и разгрузит улицы города. В этом году началось строительство новой автодороги Кашары – Первомайское – Милютинская – Морозовск и участков дороги Семикаракорск – Большая Мартыновка – Красноармейский.

С 2004 г. ведется реконструкция автодороги Егорлыкская – Сальск (соединяет юго-запад Ростовской области, Волгоградскую область и Калмыкию). Из запланированных 28 км дороги отремонтировано около 17 км, а до конца 2006 г. планируется ввести в эксплуатацию еще 7 км. После реконструкции ширина покрытия увеличится с 7 м до 9 м, что повысит пропускную способность и безопасность движения.

Наиболее крупная федеральная магистраль – М-4 “Дон”, по Ростовской области проходит около 350 км с интенсивностью движения от 15 000 до 35 000 автомобилей в сутки. Ее реконструкция проводится по федеральной программе “Модернизация транспортной системы России до 2010 г.”. В прошлом году работы велись на участках общей протяженностью 35 км, при этом финансирование превысило первоначально запланированные суммы почти на 70% – 457,8 млн руб. вместо 270 млн руб. В этом году на реконструкцию почти 16 км М-4 “Дон” и 569 погонных метров мостов и путепроводов федеральный бюджет выделил вдвое больше – свыше 1 млрд руб., основные работы идут на участках от Шахт до Каменска-Шахтинского. А в 2007 г. планируется реконструировать еще 22 км автомагистрали на участках от границы с Воронежской областью (777-й км) по направлению к югу Ростовской области.

Замдиректора ростовского филиала дирекции дорожного строительства Александр Бодусенко отмечает, что в последнее время финансирование работ по реконструкции трассы М-4 “Дон” улучшилось и увеличилось: “Чувствуется персональное внимание к трассе министра [транспорта России Игоря] Левитина, объемы финансирования позволяют ежегодно вводить 13–15 км автодороги”. Бодусенко говорит, что в августе загрузка магистрали увеличивается до 45 000 автомобилей в сутки, к 2015 г. весь участок трассы, проходящий по Ростовской области, станет четырехполосным и сможет легко справляться с такими потоками.

Новые материалы

Для повышения качества и эксплуатационных свойств дорожных покрытий в Ростове и области применяются новые технологии – тонкослойные защитные слои типа “Сларри-Сил”, щебеночно-мастичные асфальтобетоны (ЩМА). По словам Имедашвили, ЩМА используется в Ростовской области уже более двух лет: “Для нашего региона, где температура воздуха часто меняется, эта технология наиболее актуальна – она препятствует разрушению асфальта и делает его более эластичным”. А главный технолог дорожно-строительной организации, пожелавший остаться неназванным, говорит, что в Ростове популярен метод регенерации дорожных покрытий, который при улучшении прочности дорог снижает затраты. По данным мэрии, при реконструкции улиц Доватора, Фурмановская, Раздорская в основание укладывался переработанный старый асфальтобетон.

Имедашвили отмечает, что рынок дорожного строительства в Ростовской области – конкурентный. “От Ростова до Москвы дороги строит как минимум десяток крупных организаций, каждая старается быть на полшага впереди конкурентов, внедряя новые технологии и закупая строительную технику”, – делится он. А в Ростове, по данным мэрии, обслуживанием и ремонтом дорог занимаются около 40 организаций разных форм собственности. Кроме того, есть проблемы со стройматериалами. “К примеру, новые карьеры не создаются, а потребности и объемы строительства ежегодно возрастают”, – говорит Имедашвили.