Большое плавание


Вчера правительство обсудило стратегию развития судостроительной промышленности до 2030 г., подготовленную Минпромэнерго. 15 лет назад по заказам Военно-морского флота (ВМФ) строилось до 50 подлодок и боевых кораблей, а гражданское судостроение входило в десятку самых развитых в мире. В прошлом году для ВМФ и ФСБ спущено на воду четыре судна, а по дедвейту гражданских кораблей доля России составляла всего 0,6% объема заказов Южной Кореи, Японии, Китая. Российский морской флот насчитывает сегодня 1500 судов дедвейтом 15 млн т и занимает 23-е место в мире. В мае Владимир Путин потребовал от правительства ускорить реструктуризацию отрасли. Потребность в этом очевидна: по прогнозу Минтранса, спрос на услуги морских перевозок вырастет с 407 млн т в прошлом году до 533 млн т в 2010 г. и 647 млн т в 2015 г. Освоение шельфа потребует к 2020 г. строительства 20 ледостойких платформ и терминалов, 10–12 ледоколов и 60 специализированных газовозов, способных транспортировать 80–100 млн т сжиженного природного газа, констатируют специалисты “Газпрома” и “Роснефти”.

Минпромэнерго предлагает разделить верфи на три группы. Первая ориентируется на ВПК, исполняя оборонзаказ и зарубежные контракты. Вторая работает исключительно на внутренний рынок – и военных, и гражданских заказов. А третья группа выводится на мировой рынок коммерческого судостроения и действует в условиях жесткой конкуренции. Для выравнивания условий строительства судов на отечественных и зарубежных верфях Минпромэнерго предлагает предоставить инвесторам госгарантии, если кредит превышает 1 млн МРОТ (1,1 млрд руб.), субсидировать из бюджета часть процентных ставок. А также сформировать с участием государства уставный капитал компании для лизинга транспортных, пассажирских и промысловых судов, построенных в России, и модернизировать судостроительные предприятия за счет бюджета. Государственный протекционизм, по словам министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, предусматривает “приоритет российских судостроителей в создании техники для освоения шельфа, каботажных перевозок грузов, промысла водных биоресурсов в пределах исключительной экономической зоны [РФ]”. Реализация стратегии, по расчетам Минпромэнерго, позволит к 2011 г. довести объем продукции судостроения с нынешних $2 млрд до $4,5–5 млрд, к 2015 г. – до $7–8 млрд и к 2030 г. – до $18–19 млрд. Сегодняшний перекос в сторону производства военных судов будет устранен, и доля гражданских кораблей в общем выпуске продукции к 2020 г. увеличится с 23% до 52%. Авторы стратегии ожидают, что на рынке военно-технического сотрудничества Россия сохранит свои 20%, а доля на рынке гражданского судостроения вырастет до 2%.

На реализацию стратегии потребуется 107,9 млрд руб. из федерального бюджета и 137,6 млрд руб. частных инвестиций.

В Минфине, однако, считают, что стратегия сводится к предоставлению льгот и преференций, госинвестиций в судоверфи и НИОКР, а это разрушает конкурентную среду. Замминистра финансов Сергей Шаталов сомневается, что состояние судостроительных предприятий позволит им участвовать собственными средствами в модернизации. А откуда возьмутся частные инвесторы, доля которых в финансировании стратегии превышает 55%, “не конкретизировано”, говорит он. Если бизнес ограничит свое участие в проектах, стратегия может быть провалена, полагает Шаталов. “Предложения по частичному субсидированию строительства судов ВТО может расценить как запрещенные, поскольку условием господдержки является покупка кораблей российской компанией и эксплуатация под российским флагом”, – отмечает замминистра экономразвития Андрей Белоусов. Если Россия окажется в ВТО, она рискует попасть под ответные санкции против своих товаров, предупреждает чиновник. Он призывает четче определить инвестиционный потенциал отрасли с учетом технологических и кадровых ограничений.

“Без господдержки отрасль просто загнется, – уверен замгендиректора Выборгского судозавода Валерий Левченко. – Возьмите Китай, Корею, Европу – все они дотируют такое производство”. По мнению Левченко, на мощностях Балтийского судостроительного завода, где он недавно работал гендиректором, можно развернуть строительство газовозов СПГ – прорывного направления по версии Минпромэнерго. Наконец-то государство сформулировало внятную политику хотя бы в одной из фундаментальных отраслей, радуется эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Меры поддержки он называет “продуманными, абсолютно рыночными и не противоречащими правилам ВТО”. Те же США, по его словам, законодательно поддерживают свое судостроение. Правительство в целом одобрило стратегию, дав Минпромэнерго месяц на доработку.