Шанс для “Сухого”


Мировой рынок региональных самолетов (вместимостью до 100 человек и дальностью полетов до 3000 км) контролируется двумя игроками – Bombardier и Embraer. В конце прошлого века Bombardier вывела на рынок 50- и 60-местные реактивные модели CRJ. Но в последние годы их продажи уменьшились. В 2001 г. Embraer разработала линию региональных самолетов E-Jet вместимостью 70–110 пассажиров. Bombardier же увеличила вместимость уже имеющихся до 70–90 пассажиров. Но нагнать конкурента это не помогло. По состоянию на начало октября портфель заказов Bombardier составлял 120 самолетов, у Embraer – 414.

А на нынешней неделе Bombardier объявила о намерении почти вдвое сократить производство реактивных самолетов CRJ700 и CRJ900. В 2006–2007 финансовом году Bombardier выпустит 50 самолетов CRJ, а в 2007–2008 гг. – 65. Сокращение производства серии CRJ будет частично компенсировано увеличением производства турбовинтовых самолетов модели Q400. В нынешнем году Bombardier увеличит их производство с 28 до 50, а в следующем – до 65.

Аналитик “Центринвест груп” Виталий Баикин отмечает, что турбовинтовые самолеты экономичнее реактивных. Поэтому в условиях высоких цен на нефть авиакомпании могут частично переориентироваться на покупку турбовинтовых судов. Но Баикин отмечает, что эти самолеты не могут составить серьезной конкуренции реактивным из-за того, что примерно вдвое проигрывают им в скорости. Так что частичное освобождение Bombardier ниши реактивных самолетов выгодно АХК “Сухой”. Ведь российская компания намерена к 2008 г. начать сборку самолетов Sukhoi Superjet100. А заместитель гендиректора АХК “Сухой” Вадим Разумовский отмечает, что новый самолет по эффективности расхода топлива превосходит продукцию конкурентов. Поэтому и турбовинтовые самолеты Bombardier не будут угрожать реализации проекта.