Трое из Чикаго


Все слышали, что «блюз – это когда хорошему человеку плохо». Как и всякий трюизм, этот отчасти справедлив, но одновременно и лжив. Да, блюз – это и когда плохо, и когда хорошо, и все градации между этими состояниями. Поэтому его и играют (или пытаются играть) в самых разных уголках мира – от Мадагаскара до Японии. И все же общественное мнение склонно считать настоящими блюзменами тех, кто впитал эту музыку с колыбели, а не познакомился с ней в записи.

На протяжении многих лет The Blues Festival остается главным блюзовым событием года в России именно поэтому: его героями всегда являются «природные» носители этого жанра.

Обычно фестиваль отображает разные стили и поколения, но в этом году все будет не так. Троица коренных блюзменов – Сил Джонсон, Зора Янг и Джон Праймер – представляют чикагский стиль. Все трое – выходцы из Миссисипи, из поколения тех, кто мигрировал с сельского юга на промышленный север и начал играть чикагский блюз в 60-х. Это позволяет проследить и историю жанра, и его сегодняшнее состояние.

Зора Янг – певица с прекрасным «большим» голосом. Родилась в Миссисипи, в юном возрасте переехала в Чикаго, там начала петь в церковном хоре... Было бы преувеличением называть Янг звездой блюза международного масштаба. Однако нет преувеличения в словах «звезда чикагского клубного блюза». А клубный блюз и есть соль чикагского блюза вообще. Для «вечно молодой» Зоры очень важны тексты песен. «Я хочу летать – а ты не хочешь. Не связывай мне крылья» – разве это не вечная тема?

Сил Джонсон – безупречный ритм-гитарист, автор хитов из первой поп-десятки. И все-таки блюзмен, хотя его ритм-энд-блюз так разительно отличается от того, что называют этим термином сегодня. Дикая сексуальная энергия воплотилась в песнях «Омой меня в реке» и «Джуди трусиков не носит». Он и сегодня популярный автор, но стоит послушать его живьем ради неповторимой двойной игры эротического оптимизма поп-музыки и глубокой задумчивости блюза.

И в этой игре он на нашей стороне.

Джон Праймер – тяжеловес чикагского блюза. Он не выходил на авансцену, пока по ней вышагивали титаны. Он играл на гитаре в блюз-бендах самых великих: Мадди Уотерса, Сонни Боя Уильямсона, Вилли Диксона, Мэджика Слима... Там Праймер изучил суровую блюзовую науку: говори коротко или не говори совсем. Теперь Праймер обладает редчайшим даром – лаконичной и емкой гитарной фразировкой. Он больше объясняет не голосом, а гитарой. И нужно почувствовать это. Как и все представители чикагской школы, Праймер ловит настроение публики. И отвечает на него так, как считает нужным.

31 октября, 1–3 ноября, Москва, «Форум Холл», Летниковская ул., 11/10, стр. 7, тел. 589 18 60