ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Будто взмахнул дирижер – и два месяца по всем каналам ТВ репортажи о том, как люди умирают от гидролизных спиртов и прочей дряни. Такой убийственной картинки и в таком объеме не показывали никогда, хотя смертей, по данным Роспотребнадзора, на 4300 меньше, чем год назад. Рассердился Путин, насупил брови Фрадков – и мигом нашли стрелочников: три замминистра получили выговоры. Что так мелко-то? И кому было выгодно свалить в кучу проблему гибели от денатуратов и сбои госсистемы оборота алкоголя ЕГАИС?

Регулирование алкогольного рынка возложено на Минсельхоз. Год назад министерство встало грудью против введения ЕГАИС. Автоматика, фиксирующая производство спирта и выпуск водки на заводах, вышибает чиновника с его квотами. ЕГАИС действительно запустили криво. Техзадания на изготовление оборудования выдавали через пень колоду, потому что в налоговой службе ликвидировали специализированное подразделение. В Минэкономразвития и Минфине не справились с выпуском подзаконных актов, а Минсельхоз вообще действовал по принципу “чем хуже – тем лучше”. Ситуация с алкогольным рынком обнажила управленческую немощь правительства. Но даже действующая пока в ручном режиме ЕГАИС выдавила с рынка мелкие и средние предприятия, которые работали без лицензий и сертификатов с неучтенным спиртом и розливом паленой водки в подпольных цехах. Нелегалы сместились в нишу продаж тормозной жидкости и прочего зелья. Но это уже забота милиции.

Компания “Бизнес Аналитика” оценивает легальный водочный рынок в $8,5–9 млрд, а теневой – в $2,5–3 млрд. Откаты с открытого рынка оцениваются примерно в 22%, с подпольного – в 25%. Чиновники таким образом снимают, как с куста, $2,5–3 млрд. По закону к 1 февраля всю отрасль надо оснастить приборами учета ЕГАИС. Еще в июне правительство поручило Минсельхозу выпустить порядок установки счетчиков. Ничего не сделано. Еще месяц промедления – и рынок залихорадит почище, чем летом. Пока лишь спикеры Грызлов и Миронов, будем считать из служебной склонности к популизму, выступили за госмонополию. Но еще один провал ЕГАИС – и кампания за госмонополию на оборот и продажу спиртного затмит все сюжеты об отравлениях населения.

Минсельхоз проиграл первый раунд, но надеется на реванш. В его исполнении монополия, очевидно, сведется к созданию госкорпорации, контролирующей спиртзаводы и знающей, куда направить неучтенное сырье, на каких заводах и сколько разливается контрафактной водки. Что еще нужно чиновнику, чтобы достойно встретить старость?