КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: По течению


В конце 2004 г. Алексей Мордашов начал переговоры о приобретении итальянского комбината Lucchini, вскоре оформил сделку, а впоследствии перепродал комбинат “Северстали”. Другие сталелитейные гиганты России – НЛМК и “Евраз” за два года успели провести IPO, обрасти активами в России и за границей. А “Северсталь” не совершила ни одной сделки по покупке новых активов – плыла по течению вслед за своим хозяином.

В этом году течение неожиданно вынесло Мордашова в Люксембург. Arcelor, защищаясь от Mittal Steel, вселила в Мордашова надежду, что тот может стать крупнейшим акционером крупнейшей в мире сталелитейной компании. Решиться на слияние “Северстали” с Arcelor Мордашову было нетрудно – такой сделке позавидовал бы любой российский собственник. Но она не состоялась. Потому что Лакшми Миттала в Люксембург привел не случай, а сильнейшее желание во что бы то ни стало объединить Mittal Steel и Arcelor.

“Северстали” повезло, что ее владелец прошел через испытание Arcelor. Он понял, что компанию надо готовить к будущим сделкам. Вести переговоры о слиянии проще, если у компании есть рыночная оценка, и “Северсталь” тут же стала готовиться к IPO в Лондоне. Вчера одна из компаний Мордашова закрыла сделку по продаже инвесторам 9,1% акций “Северстали” за $1 млрд.

На этом IPO сам Мордашов ничего не заработает – вскоре он должен будет выкупить новую эмиссию акций “Северстали”, увеличивающую ее уставный капитал как раз на 9,1%. Как компания распорядится деньгами, пока не ясно. Но скорее всего спешка с проведением IPO вызвана тем, что у “Северстали” уже есть на примете актив для покупки. А если и нет, то должен возникнуть. Инвесторы наконец должны понять, к каким горизонтам ведет “Северсталь” ее хозяин. Например, НЛМК недавно опубликовал пятилетний план, в котором сказано, что комбинат планирует удвоить объем выпуска проката, более 3 млн т прироста дадут новые активы. “Северсталь” пока отделывается общими фразами о том, что компания будет расти, в том числе за счет покупок и слияний, и хочет выйти на 2-е место после Arcelor Mittal по размеру EBITDA. Возможно, если бы инвесторы лучше понимали, чего на самом деле хочет Мордашов, они бы купили акции не по средней цене, и пакет не пришлось бы сокращать с предполагаемых 15% до 9%. Ведь главное, чему должен был научиться у того же Лакшми Миттала Алексей Мордашов, – что победителем выходит тот, у кого есть четкие цели и воля к их достижению.