Кто тут главный


Это первый мини-вэн, про владельца которого можно сказать: он ведет активную сексуальную жизнь», – так прокомментировал победу Ford S-Max в престижнейшем европейском конкурсе Car of The Year глава британского Ford Рулант де Ваард. Насколько радость «Форда» обоснована? Ведь я чуть ли не каждый день получаю пресс-релизы автопроизводителей, что их автомобили получили очередное звание «автомобиля года»: всемирного, североамериканского, канадского, японского, испанского, польского, китайского и т.д.

Самый клоунский конкурс «Автомобиль года», безусловно, российский. В нем 18 классов и в каждом выделяют пятерку лидеров. Никто из участников, соответственно, обижен не будет. Клоунская в этом конкурсе и сама форма проведения – лотерея с ценными призами (чуть было не написал – аукциона). В общем, дальше можно и не продолжать.

Более или менее уважающие себя конкурсы выбирают все же по одному автомобилю в год. Наиболее уважаемые среди национальных конкурсов – североамериканский и японский, что и понятно: эти страны являются центрами мировой автопромышленности. Но нам они малоинтересны – большинство автомобилей для внутренних рынков США и Японии в России так и не появляются.

С международными конкурсами все сложнее – это как с конкурсами красоты: их много, а настоящих только пара. Например, International Car of the Year – стопроцентная подделка под престижный World Car of the Year. Подделку учредил американский журнал Road&Travel и собственноручно вручает ее на Североамериканском автомобильном шоу. Кстати, пока еще нет конкурса с названием Universe Car of the Year – даже странно, как его не застолбило какое-нибудь желтое российское автомобильное издание.

А вот победителей подлинного всемирного конкурса World Car of the Year выбирают 48 авторитетных автожурналистов со всего мира. Россию в нем представляют два журналиста из «Авторевю»: Леонид Голованов и Максим Кадаков. Напомню, что автомобилем 2006 года они назвали BMW 3-й серии. Все остальные победители всемирного конкурса не более чем подделка. Правда, это же жюри выбирает еще две номинации: World Car Design of the Year и World Green Car, но и там все честно – призы дизайнерам и экологам, а автомобили там постольку поскольку.

Для европейцев, коими являемся и мы, самый престижный конкурс – Car of The Year, на котором 58 журналистов из 22 стран выбирают опять же единственный автомобиль. Его учредителями выступают 7 европейских изданий: Auto (Италия), Autocar (Великобритания), Autopista (Испания), Autovisie (Голландия), L’Automobile Magazine (Франция), Stern (Германия) и Vi Bil?gare (Швеция). Эти издания не выбирают, а, скажем так, следят за соблюдением этических норм выбора. Кстати, методика определения победителя в этом конкурсе прозрачна и считается образцом: сначала каждый член жюри выбирает 7 автомобилей-претендентов, из них отбираются 7 наиболее часто упоминающихся в номинациях, и уже среди этих семи эксперт распределяет 25 баллов, причем одному автомобилю не имеет права поставить более 10. Все это есть на официальном сайте www.caroftheyear.org с подробными комментариями экспертов, за что и сколько кому поставили.

А как попадают в эксперты? Михаил Подорожанский, бессменный главный редактор «Авторевю», почти десять лет представляет в конкурсе Россию. Судя по всему, говорит Подорожанский, журналистов выбирают учредители по рекомендациям крупнейших западных автоконцернов, присутствующих в данной стране. Место эксперта в конкурсе, кстати, почти пожизненное – пока человек работает по профессии или не достиг возраста 65 лет.