Ford идет ва-банк

М. Стулов

В залог кредиторам Ford готов отдать ценные активы компании в США: “основные производственные мощности, практически все остальные местные автомобильные активы”, интеллектуальную собственность, недвижимость, все или часть акций некоторых дочерних компаний (включая прибыльные Ford Motor Credit и Volvo), до $4 млрд наличности. Привлечением финансирования будут заниматься Citigroup, Goldman Sachs и J.P. Morgan Securities. Ford надеется договориться о предоставлении кредитов до конца года.

Впервые за 103-летнюю историю Ford потребовался залог для того, чтобы получить кредит. Вчера концерн объявил о намерении привлечь $18 млрд, чтобы “в кратко- и среднесрочной перспективе компенсировать отток наличности и финансировать реструктуризацию”. Только в этом году Ford потратит $8,4 млрд на пенсии и страховки, выплаты увольняемым сотрудникам и прочие платежи. Убыток компании по итогам первых девяти месяцев составил $7,2 млрд.

Заложить имущество Ford решился не от хорошей жизни. Кредитный рейтинг компании полгода назад опустился до спекулятивного уровня и с тех пор только снижался. “Им стало очень дорого привлекать кредиты, поэтому они и решили прибегнуть к этой форме финансирования”, – объясняет Грег Лемос-Стейн, аналитик Standard & Poor’s. Вчера S&P и Moody’s понизили рейтинг необеспеченных обязательств Ford до ССС+ и Саа1 (на семь ступеней ниже инвестиционного уровня) соответственно. Агентства объяснили это тем, что в случае дефолта Ford держатели его облигаций практически не смогут вернуть свои инвестиции, поскольку основные активы компании будут заложены. Правда, агентства оставили корпоративный рейтинг Ford на прежнем уровне – В и В3 соответственно.

“Хорошая новость в том, что акционеры теперь могут не бояться, что в ближайшие несколько лет, пока новый гендиректор Алан Малалли реформирует бизнес, у Ford закончатся деньги, – считает Крис Сирэйзо, аналитик Credit Suisse. – Плохая же заключается вот в чем: [решение Ford] может быть свидетельством того, что компания ожидает в ближайшие пару лет потерять больше денег, чем прогнозируют участники рынка”.

Основные убытки Ford создают его самое большое – североамериканское – подразделение и европейская Premier Automotive Group, объединяющая люксовые марки (убытки в III квартале 2006 г. – $1,980 млрд и $593 млн соответственно при общих убытках компании $1,827 млрд). В III квартале 2006 г. доля рынка Ford в США опустилась до 15,5% против 17,5% годом ранее.

В США основные доходы Ford давали тяжелые и прожорливые вседорожники. Но с ростом цен на топливо их популярность резко упала. “Всем стало очевидно, что людям нужны более экономичные автомобили”, – констатировал гендиректор Малалли в интервью Automotive News в ноябре. Такие экономичные автомобили Ford уже давно и успешно продает в Европе. В 1994 г. предыдущая модель Mondeo получила титул “Автомобиля года” в Европе, бестселлерами стали компактные Focus, а мини-вэн S-Max только что был назван “Автомобилем 2007 года”.

Похоже, что теперь Ford попробует попытать счастья с этими автомобилями и на своей родине. “Я проанализировал все бренды Ford в США и за рубежом. Их многочисленность и успех моделей под брендом Ford в ряде регионов дает нам широкие возможности”, – заявил Малалли.

“Новые кредиты не решают главную проблему Ford – падение продаж автомобилей, – говорит Лемос-Стейн. – Понадобится не один год, прежде чем их программа сокращения издержек даст результаты и им удастся остановить отток наличности. Даже по их собственному прогнозу, это произойдет не ранее 2009 г.”.