Без права на суд


Законопроект о судебной защите расчетных производных инструментов был внесен в Госдуму депутатами Владиславом Резником и Анатолием Аксаковым вместе с сенатором Сергеем Васильевым. Но вчера Совет Федерации отклонил этот документ. Причина – недостаточная юридическая чистота документа, говорится в сообщении СФ. Там приводится аргументация замруководителя комитета по правовым вопросам Алексея Клишина, сетующего на то, что в проекте закона нет четкого определения сделок, на которые предлагается распространить судебную защиту. А также на то, что закон ограничит права граждан, поставив их судебную защиту в зависимость от места заключения сделки (поскольку распространяется только на биржевые операции).

Сенатор Васильев не согласен с коллегами. Конечно, правильнее было бы не дополнять раздел про сделки пари, а написать новую главу Гражданского кодекса про срочные сделки. Однако этот путь отодвигает судебную защиту на неопределенный срок, говорит Васильев. Он рассчитывает, что Госдума преодолеет вето Совета Федерации в январе.

О таком же сценарии, если будет безрезультатной работа согласительной комиссии, говорит и Аксаков. Он напоминает, что в Думе проект поправок поддержало конституционное большинство. На нем же настаивает и руководитель банковского комитета Госдумы Владислав Резник, называя законопроект результатом компромисса между Думой, правительством и правовым управлением президента.

Юрист западной консалтинговой компании согласен с аргументами большинства сенаторов. “Отсутствие единого понятия [подлежащих судебной защите сделок] не позволит ни определять адекватное регулирование, ни вводить инструменты управления рисками на данном рынке”, – говорит он. Также, по его мнению, недостаточно проработаны ограничения по кругу лиц, чьи требования обеспечиваются судебной защитой. Он полагает, что решать проблему судебной защиты срочных сделок нужно отдельным законом о производственных финансовых инструментах.

Законопроект неидеален, но это единственный из возможных вариантов быстрого обеспечения судебной защиты, говорит предправления Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексей Тимофеев. А уже потом можно создавать специальные законы, считает он.

“Мы планировали начать активно предлагать производные инструменты клиентам в начале 2007 г. и очень рассчитывали на принятие закона о судебной защите для более полного предоставления такой услуги”, – расстраивается исполнительный директор “Олмы” Андрей Белинский. .

Решение Совета Федерации – это холодный душ для рынка деривативов, говорит начальник отдела операций с производными инструментами МДМ-банка Михаил Янулявичус. Вето сенаторов не станет причиной снижения активности на срочном рынке.