Заработать на фанатах


В 1985 г. Питер Харкснесс работал в издательстве London Newspaper Group, выпускающем 14 еженедельных изданий. Почти случайно ему представилась возможность принять участие в продаже компании. Так журналист превратился в предпринимателя. С тех пор Харкснесс специализируется на продаже и покупке СМИ.

Навыки заключения сделок помогают ему на нынешнем месте работы – в британском издательстве Magicalia, основанном Джереми Таппом и Адамом Лердом семь лет назад. Его создатели начинали с оказания услуг по поддержке интернет-проектов для нескольких британских издательств и создания нескольких собственных веб-сайтов.

Летом 2006 г. Magicalia с помощью венчурной инвесткомпании Exponent приобрела несколько печатных изданий и присоединила издательство Харкснесса Encanta Media. В результате Харкснесс стал во главе Magicalia.

Его цель на новом посту – создание группы узкоспециализированных сообществ по интересам. Например, клубов читателей таких журналов, как “Военное моделирование” и “Шитье лоскутных одеял для всех”. Но среди сетевых сообществ Magicalia есть и такие, у которых нет своих печатных изданий: на них обсуждаются темы – от рыболовства до игры в гольф и воспитания детей.

Столь широкий круг интересов ничуть не смущает Харкснесса. “Вы слышали о В2В. А это F2F, – говорит он, – т. е. фанат для фаната”.

Харкснесс говорит, что понимает “менталитет фанатов”, потому что “сам фанат”. Он страстный коллекционер карикатур из ранних выпусков юмористического журнала “Панч” и оригинальных иллюстраций к книгам о медвежонке Паддингтоне.

Большинство медийных компаний ищут пути расширения бизнеса в Интернете. “Мы движемся в противоположную сторону: вместо того чтобы избавляться от журналов, мы покупаем их”, – говорит Харкснесс.

“Magicalia создает не просто сайты журналов, – подчеркивает он. – Мы обеспечиваем потребителей информацией, а получить к ней доступ они могут любым удобным для себя способом”. В качестве отправного пункта Magicalia использует или сайт, или журнал, а затем дополняет их другими каналами.

В компании работают около 80 человек, примерно 50% из них заняты продажами. Выручка по итогам прошлого года составила “немного больше 10 млн фунтов стерлингов” ($19,6 млн), но в целом компания еще не приносит прибыли, говорит Харкснесс. Три четверти акций принадлежат Exponent, остальное – менеджменту компании. Exponent выделила Magicalia на приобретения 100 млн фунтов.

Несколько сделок уже завершены. Magicalia только что заключила соглашение с группой журналов на сумму более 10 млн фунтов и “скромную” сделку на покупку двух журналов для досуга, которые должны увеличить оборот на 2,5 млн фунтов. По планам Харкснесса в 2007 г. суммарная выручка компании превысит 20 млн фунтов стерлингов.

Бизнес-модель, избранная Харкснессом, направлена на поиски синергии между печатными изданиями и интернет-сайтами.

Он убежден, что участие читателей в создании контента повышает привлекательность ресурсов. Например, отзывы читателей о велосипедах содержат ссылки на сайты, продающие их. Magicalia управляет онлайн-торговлей и берет себе “небольшой процент” с каждой сделки. “Через месяц человек, купивший велосипед, получает письмо с предложением оставить о нем отзыв на сайте”, – говорит Харкснесс.

Харкснесс считает, что сейчас очень удобное время для покупки изданий: “Мода в издательском бизнесе переменчива, и многие журналы выставляются на продажу. Еще несколько лет назад крупные игроки были готовы заплатить за некоторые издания сумму, вдвое превышающую их годовой оборот, а сейчас цена журнала может составлять лишь долю его оборота”.

“Думаю, нам понадобится пара лет, чтобы продемонстрировать свою модель бизнеса в действии”, – говорит Харкснесс. (FT, 20.12.2006, Ирина Окунькова)