Как слезть с иглы

Д. Гришкин

К Путину приедут только около 20 крупных предпринимателей из РСПП. Окончательный список в Кремле еще не согласован, но, по данным источника в окружении одного из членов бюро, на встрече будут присутствовать Виктор Вексельберг (совладелец “Суал-Холдинга”), Владимир Потанин (владелец 50% холдинга “Интеррос”), Михаил Фридман (глава совета директоров и совладелец “Альфа-групп”), Анатолий Чубайс (предправления РАО ЕЭС), Алексей Миллер (предправления “Газпрома”), Владимир Евтушенков (основной владелец АФК “Система”), Вагит Алекперов (президент и акционер “Лукойла”), Сергей Богданчиков (глава “Роснефти”), Олег Дерипаска (владелец “Русала”), Дмитрий Пумпянский (основной акционер Трубной металлургической компании).

О том, что встреча Путина с бизнесменами запланирована на 6 февраля, “Ведомостям” рассказали сразу несколько источников, близких к Кремлю и бизнесменам, входящим в бюро Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). По словам одного из источников, повестка встречи и дата готовились несколько месяцев, но провести ее накануне юбилея РСПП (7 февраля “профсоюз олигархов” будет праздновать свое 15-летие) президент Союза Александр Шохин уговорил президента на прошлой неделе в Индии.

В прошлый раз крупному бизнесу посоветовали заняться образованием нации, а предприниматели пообещали потратить $100 млн, чтобы в Москве появилась бизнес-школа мирового уровня. На этот раз разговор пойдет о диверсификации экономики, страдающей перекосом в сторону сырьевого сектора (по словам источника, близкого к РСПП, тема уже согласована с руководителем администрации президента Сергеем Собяниным). “Пора слезать с сырьевой иглы и строить устойчивую экономику. Научиться производить полноценный продукт – это не только в интересах государства, но и в интересах бизнеса”, – объясняет выбор темы источник, близкий к одному из бизнесменов. Чиновник Кремля говорит, что если раньше на подобных встречах бизнесмены пытались уловить настроение президента и ждали от Путина политических сигналов, то эта встреча будет похожа на “производственное совещание” с конкретными результатами и поручениями. “Мы надеемся, что 6 февраля мы отработаем конкретные механизмы частно-государственного партнерства”, – рассуждает источник, близкий к бюро РСПП.

Диверсификация сейчас в моде у чиновников. О ее необходимости регулярно вспоминает президент, говорят первый вице-премьер Дмитрий Медведев, министр экономического развития Герман Греф. На “производственном совещании” с бизнесом будут обсуждаться конкретные отрасли, предприятия и даже продукты в ТЭКе, деревообработке, металлургии. В этих отраслях сырьевая составляющая особенно велика: по данным Центробанка, на вывоз сырой нефти и газа в 2006 г. приходилось 46% российского экспорта. “Сегодня гонят на экспорт кругляк, а нужно, чтобы хоть фанеру производили, заготовки, конструкции для жилищного строительства”, – делится озабоченностью представитель одного из участников будущей встречи. По его предположению, в Кремле может обсуждаться создание газохимических комплексов, производство газовых двигателей, стального листа для автопрома, труб. “Эта тема родилась из жизни. Она интересует не только государство, но и бизнес, который постепенно развивает производство с добавленной стоимостью”, – рассказал он. Взять слово на встрече, по его словам, могут Алекперов, Пумпянский, Дерипаска.

Чтобы заниматься высоким переделом, бизнесменам требуется помощь. Они хотят обсудить с президентом возможность использования налоговых каникул, отсрочки по уплате таможенной пошлины до реализации проекта, обнуление ввозных пошлин на технологичное оборудование, снижение экспортных пошлин на готовую продукцию, а также помощь государства при сбыте готовой продукции как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Источник в РСПП предполагает, что на встрече могут появиться госбанкиры, готовые предоставлять финансовые средства проектов “высокого передела”, например Владимир Дмитриев, председатель Внешэкономбанка. Кроме того, бизнесмены рассчитывают, что государство предоставит им гарантии на поставку сырья для производства продукции с высокой добавленной стоимостью. “Например, нефтяная компания, которая собирается заниматься нефтепереработкой, должна быть уверена в том, что у нее не заберут месторождение”, – рассказывает собеседник “Ведомостей”.

Российская экономика не может похвастаться большими объемами высокотехнологичной продукции, констатирует начальник исследовательского отдела ING Bank Юлия Цепляева: стоит только посмотреть на структуру экспорта, 80% которого – полезные ископаемые. Идею Кремля приобщить большой бизнес к созданию продукции высокой степени переработки Цепляева считает более удачной, чем повесить на бизнес “социальные обязанности”. Политолог Дмитрий Орешкин называет эту темой “красивой и правильной”. К тому же, обсуждая с президентом производственные вопросы, можно пролоббировать и интересы собственных компаний, добавляет он. Но прежде чем задумываться о диверсификации, нужно разобраться с главными вопросами для бизнеса – защитой собственности и доверием к государству.