Палата-невидимка


В декабре ВЦИОМ опросил 1600 человек в 163 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Погрешность не выше 3,4%. Опрошенные ВЦИОМ граждане не считают Совет Федерации значимым политическим институтом. 36% опрошенных полагают, что он оказывает “скорее слабое” влияние на политику в стране, а еще 22% – что “скорее никакого” влияния. Только 14% думают, что верхняя палата участвует в формировании политики.

Почти половина опрошенных – 45% – даже не знают, кто руководит Совфедом. Без ошибок смогли назвать имя и фамилию председателя Сергея Миронова чуть более 33% опрошенных, а 22% пытались это сделать, но ошиблись. Раньше осведомленных было еще меньше, но за последний год узнаваемость Миронова как федерального политика выросла в разы из-за лидерства в “Справедливой России”, отмечает руководитель отдела социально-политического анализа ВЦИОМ Леонтий Бызов.

Внимание граждан приковано к нижней палате парламента, отсюда и невысокое мнение о верхней, полагает Бызов. Небольшое количество отклоняемых Совфедом думских законопроектов председатель комитета верхней палаты по международным делам Михаил Маргелов объясняет “техничностью” сенаторов: “На протяжении двух лет мы отработали механизм нулевого чтения по содержательным законам. Многие вопросы снимаются на этой стадии, и необходимости отклонять закон просто не возникает”.

Зато Совфед вызывает у опрошенных больше положительных эмоций, чем Госдума. Средний положительный рейтинг (разница между числом позитивных и негативных оценок) у верхней палаты 30%, а у нижней 20%.

Сенат – закрытый орган, объясняет неосведомленность граждан Юрий Коргунюк из фонда “Индем”. Он живет по принципу “сор из избы не выносим”: раньше граждане слышали о Совфеде в связи со скандалом с генпрокурором Юрием Скуратовым, импичментом президенту Борису Ельцину, а сегодня нет поводов обратить на него внимание, говорит Коргунюк. Лишь связанные с сенаторами скандалы и работа комиссии по Беслану периодически заставляют вспоминать о сенаторах, а Миронов предпочитает не использовать палату в качестве трибуны, констатирует замгендиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский.

Почти половина респондентов (42%) не имеют представления, как формируется палата. Еще четверть (21%) полагают, что сенаторов назначает президент, 14% уверены, что их избирает народ. Тем не менее действующий порядок делегирования представителей от обеих ветвей власти в Москву граждан не устраивает: сохранить его хотели бы лишь 16%. Вдвое больше (33%) желают выбирать сенаторов.

На декабрьском съезде “Единой России” ее сопредседатель Сергей Шойгу сказал, что партия поддержала бы выборность сенаторов, если бы Миронов внес такой закон. Миронов сообщил, что работает над этим документом, но позже на встрече с президентом предложил лишь ввести “ценз оседлости”: представлять в Москве регионы должны местные политики, а не москвичи и питерцы. В ближайшие два года власть не будет менять порядок выборов, полагает Бадовский.