McDonald’s против Starbucks


Утреннее меню – значительная часть бизнеса McDonald’s, и завтракам уделяется все большее внимание. В ресторанах устанавливаются большие черные автоматы, наливающие ванильный латте, мокко со льдом, карамельный капучино и другие специальные виды кофе. Таким образом McDonald’s хочет стать одним из основных игроков в сегменте, где сейчас властвует Starbucks. Именно последняя превратила эспрессо из редкого итальянского напитка в церемониальный напиток, добавив ароматизаторы, взбитые сливки и приятную атмосферу.

Но в прошлом месяце председатель совета директоров Starbucks Ховард Шултц направил сотрудникам компании тревожное сообщение о том, что конкуренты отбирают у нее клиентов. В McDonald’s напитки, основанные на эспрессо, будут стоить дешевле и предлагаться более широкому, чем у Starbucks, кругу клиентов – посетителям более чем 13 700 закусочных McDonald’s. В тех из них, где уже можно купить эти напитки, они стоят $2–3. Starbucks продает эспрессо с молоком дороже $3.

McDonald’s начала продавать напитки на основе эспрессо в 2001 г., когда в США было открыто ее первое McCafe. В большей степени это был эксперимент по захвату части растущего кофейного бизнеса. Компания пока не подтвердила, что собирается продавать кофейные напитки во всех своих американских ресторанах, но они уже предлагаются в нескольких штатах, в том числе в Мичигане, Нью-Йорке и Нью-Джерси. По словам одного из франчайзи сети, скоро они появятся и в других частях Америки.

“Нам не нужно выяснять, нравятся ли они клиентам, мы и так это знаем”, – сказал президент и директор по операционной деятельности McDonald’s Ральф Алварез на конференции инвесторов в Нью-Йорке на этой неделе. На рынке кофейных напитков McDonald’s будет соревноваться кроме Starbucks еще и с Dunkin’ Donuts, также несколько лет назад начавшей предлагать их в своих заведениях и планирующей распространить эту практику на всю страну.

Появление в меню кофейных напитков – часть стратегии McDonald’s по расширению ассортимента. В последнее время в меню появилось больше блюд из курицы и салатов. В прошлом году и кофе стал более качественным, и продажи его выросли. Планируется продавать и ставшие популярными напитки из свежих фруктов.

Чтобы ускорить обслуживание, McDonald’s установила в своих ресторанах автоматы, изготовляющие кофе моментально – достаточно только один раз нажать на кнопку. В Starbucks же бариста делают его в несколько этапов – например, кипятят молоко вручную и потом добавляют эспрессо. Starbucks тем временем тоже собирается играть с McDonald’s на ее поле – осенью прошлого года сеть объявила о планах предлагать утренним посетителям горячие бутерброды. (WSJ, 1.03.2007, Кирилл Корюкин)