Сервисные компании заработали на нефтяниках


С 2003 г. цены на нефть выросли в два раза – с $28,66 до $61,55 за баррель. Это позволило нефтяникам демонстрировать впечатляющие темпы роста прибыли. Так, у BP этот показатель увеличился за три года с $12,9 млрд до $22 млрд, у ExxonMobil – с $21,5 млрд до $39,5 млрд. Росла и капитализация нефтяных компаний. За три с небольшим года акции BP подорожали в полтора раза, ExxonMobil – в два раза.

Но показатели сервисных компаний росли еще большими темпами. Их чистая прибыль увеличилась на порядок. Так, у Schlumberger она выросла с $383 млн в 2003 г. до $3,7 млрд в 2006 г., у Baker Hughes – со $169 млн до $2,42 млрд. Halliburton три года назад показала убыток в размере $998 млн, а в прошлом году заработала $2,35 млрд. При этом акции Halliburton и Schlumberger подорожали в три раза, Baker Hughes – чуть более чем в два раза.

В пресс-службе “Лукойла” опережающий рост прибылей сервисных компаний по сравнению с нефтяниками связывают с тем, что во всем мире легкоизвлекаемых запасов нефти остается все меньше. Поэтому нефтяные компании переключаются на трудноизвлекаемые залежи черного золота. Для этого требуются более современные технологии, оборудование и опытные сотрудники. Все это в совокупности с ухудшающимися климатическими условиями добычи приводит к росту себестоимости добычи.

Михаил Пак из ИГ “Капиталъ” отмечает еще одну причину разницы темпов роста прибылей нефтяных и сервисных компаний. В условиях высоких цен на нефть западные нефтегазовые компании с большей готовностью идут на покупку нового оборудования, охотнее инвестируют в геологоразведку и геологодобычу. Но у сервисных компаний есть преимущество по сравнению с западными нефтегазовыми гигантами: они могут спокойно оперировать в странах, где доминируют национальные нефтяные компании с государственным участием. На рынках Ближнего Востока, Латинской Америки и в России, на которые приходится около 80% мировых запасов нефти и газа, западным корпорациям всегда было работать непросто, а в свете последних национализационных тенденций стало еще труднее.

Сервисным же компаниям не так важно, кто добывает нефть: услуги по геологоразведке и геологодобыче нужны всем, а значит, будет и спрос на услуги сервисных компаний. Так, Halliburton и Baker Hughes в прошлом году заключили несколько крупных контрактов в России. Ни ExxonMobil, ни Shell, ни ВР ничем подобным похвастаться не могут. (Использованы материалы WSJ.)