Демпинг окончен


В четверг совет директоров НДЦ решил выделить тарифы по акциям “Газпрома” в отдельную категорию и повысить их примерно в полтора раза, рассказал “Ведомостям” директор НДЦ Николай Егоров. Новые тарифы будут действовать с мая, после согласования с ФСФР. “Тарифы за хранение акций в Газпромбанке выше, чем те тарифы, которые мы сейчас выставляем клиентам, и это повышение компенсирует затраты, которые мы несем”, – объясняет Егоров. Например, сейчас НДЦ берет за хранение любых акций, включая бумаги “Газпрома”, 0,00173% в месяц, а с мая для акций “Газпрома” тариф будет составлять 0,00212% в месяц, или 0,025% годовых. Хранение акций в депозитарии Газпромбанка обходится в 0,015% годовых.

НДЦ повысил тарифы незначительно, причем только на хранение, а не на операции, поэтому владельцы акций “Газпрома”, хранящие бумаги в НДЦ, изменений практически не заметят, считает вице-президент “Брокеркредитсервиса” Юрий Минцев. Любое повышение тарифов отрицательно сказывается на брокерской деятельности, тем более что акции “Газпрома” – один из самых ликвидных инструментов, говорит президент “Ист Кэпитал” Асхат Сагдиев.

До сих пор работа с акциями “Газпрома” была убыточна для НДЦ. “В интересах развития рынка акций “Газпрома” на ММВБ мы взяли на себя часть расходов на хранение акций и в течение всего этого времени получаем убыток в несколько сотен тысяч рублей в месяц”, – рассказывает Егоров.

Зато ММВБ превратилась в основную торговую площадку для этих бумаг. В январе 2006 г., когда организовывать торги акциями “Газпрома” разрешили всем биржам, доля ММВБ в объеме сделок с этими бумагами составляла 10%. С тех пор она выросла до 70%, а сейчас – уже 95%, подсчитали в “Ренессанс Капитале”.

У ДКК всегда был другой подход. “Счета Газпромбанка за хранение акций “Газпрома” мы сразу перевыставляем своим клиентам, – говорит президент ДКК Михаил Лауфер. – А сверх этого берем 135 руб. в месяц за хранение акций, как и любого другого эмитента”. Теперь так будет действовать и НДЦ. К тарифам Газпромбанка он будет прибавлять половину обычной комиссии за обслуживание акций и надеется выйти на уровень безубыточности, говорит директор по связям с общественностью НДЦ Ольга Ринк.

Рынок акций “Газпрома” сконцентрировался на ММВБ потому, что там подавляющий объем биржевых торгов по другим бумагам, а торговать с единого счета удобнее, говорит первый заместитель гендиректора “Финама” Игорь Степанян. “Когда мы обсуждали перевод торговли акциями “Газпрома” на ММВБ, вопрос издержек был на втором плане, а на первом – удобство клиентов”, – вспоминает он. Но когда ММВБ начинала торговлю акциями “Газпрома”, уверенности в том, что ликвидность перейдет на эту биржу, не было и поэтому НДЦ нужно было составить конкуренцию всем депозитариям, предложив наиболее низкие тарифы, считает он.

НДЦ постоянно ведет переговоры с Газпромбанком о снижении тарифов, с начала года банк уменьшил их на 20%, но это все равно не покрывает затраты, жалуется Егоров.

Тарифы на хранение акций “Газпрома” в Газпромбанке обоснованы, считает начальник отдела по маркетингу и планированию депозитарного центра банка Владимир Мелентьев. По его словам, Газпромбанк постоянно анализирует возможности оптимизации тарифов, ведет переговоры с представителями различных групп клиентов, в том числе и с НДЦ. Он отмечает, что тарифы за хранение акций “Газпрома” на междепозитарных счетах в Газпромбанке одни из самых низких не только среди кастодианов, но и большинства расчетных депозитариев, что уникально для общемировой рыночной практики.