КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: Россия-2020


Международная конкуренция в XXI в. – это прежде всего борьба между странами и их группами за распоряжение ограниченными ресурсами: людскими, природными и материальными. В ходе процессов глобализации повышается мобильность населения и капитала, товаров, информации и технологий. Разрыв в эффективности использования ресурсов будет все неотвратимее караться их утечкой.

Отток ограниченных ресурсов чреват дальнейшей утратой возможностей. Процессы перераспределения ресурсов будут порождать порочный круг для наименее качественно управляемых стран и ускорять поляризацию в глобальном масштабе.

В первую очередь речь идет о важнейшем для постиндустриальной эпохи ресурсе – человеческом капитале, мобильность которого сегодня служит основным движителем глобализации. Благодаря растущей прозрачности границ и относительной дешевизне транспортного сообщения уже не только представители высшего, но и – в возрастающей степени – среднего класса выбирают себе предпочтительное место проживания. Именно они обладают наиболее ценными с точки зрения принимающей страны профессиональными и личными качествами.

Оценивать будущую конкурентоспособность России мы будем, исходя из предположения о продолжении реализации инерционного сценария – бескризисная социально-экономическая и политическая динамика на фоне невмешательства государственной власти в протекающие в стране процессы. Рассмотрим три важнейших фактора конкурентоспособности страны: население, природные ресурсы и инфраструктуру.

Население

Неизбежное падение численности населения (не более 125 млн человек в 2020 г.) делает невозможным поддержание существующей модели военной организации – массовой призывной армии, откачивающей из экономики дефицитные трудовые ресурсы и усугубляющей социальное неравенство. Наряду с нарастающим техническим отставанием вооруженных сил это серьезнейшая угроза безопасности страны.

Демографическая статистика может поправляться миграционными потоками. Но резерв русскоязычной миграции из стран бывшего СССР, по-видимому, близок к исчерпанию. Остается гораздо менее качественная рабочая сила из трудоизбыточных среднеазиатских стран, а также Китая и в перспективе – Северной Кореи. Поскольку коммерческий результат растущего числа бизнес-групп зиждется на массированном использовании дешевого труда мигрантов, быстрый отказ от него представляется невозможным. Неспособность коррумпированной правоохранительной системы эффективно контролировать миграцию и неготовность общества платить по счетам миграционной политики (а точнее, ее отсутствия) грозят превратиться в одну из центральных политических проблем России в самом недалеком будущем.

Количественный недостаток рабочей силы в известной мере может компенсироваться ее качеством, которое в первую очередь предопределяется состоянием системы образования. Но Россия стремительно теряет ранее завоеванные лидирующие позиции в этой сфере. Таким образом, наличие у нас достаточного числа высокомотивированных недорогих современных кадров – не более чем миф, и российские компании активно развивают практику импорта квалифицированных инженерных и рабочих кадров из-за рубежа, в том числе в форме закупки услуг. Проблема оттока собственной качественной рабочей силы (“утечки умов”) для России не нова, но в случае продолжения нынешних политико-экономических процессов способна приобрести повышенную остроту.

Заметное увеличение нагрузки на социальную систему, прежде всего здравоохранение, будет вызывать старение населения. 2007 год – переломный для благоприятной демографической волны, начинается рост удельного веса людей старших возрастных групп. По отношению числа пенсионеров к работающему населению Россия будет приближаться к ведущим постиндустриальным странам, по-прежнему имея некоторое преимущество по сравнению с большинством из них. Однако это относительное преимущество будет сведено на нет, если не предпринять болезненных мер по корректировке основных параметров пенсионной системы.

Возрастающий электоральный вес лиц пожилого возраста и других социально зависимых групп населения будет способствовать обострению популизма как фактора государственной политики. В любом случае модернизация социальной системы с каждым годом будет политически все сложнее.

Природные ресурсы

С точки зрения наличия невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов конкурентная позиция России благоприятна и будет оставаться выигрышной в обозримом будущем.

Разведанные запасы полезных ископаемых, значительные неосвоенные территории, приобретения ведущих российских корпораций за рубежом позволяют высоко оценивать их обеспеченность основными минеральными ресурсами. Определенный резерв также имеется в силу высоких показателей ресурсоемкости производства – благодаря внедрению современных технологий и сокращению расточительности можно высвободить дополнительные объемы ресурсов.

Вместе с тем ограничение инвестиций в освоение минеральной ресурсной базы чревато ее деградацией, а кроме того, сдерживает развитие инфраструктуры отдаленных российских регионов с соответствующими геополитическими последствиями. Резервирование ресурсного богатства на будущее популярно, но небезопасно: нельзя игнорировать риски ускоренного внедрения заменителей и резкого обесценения наиболее редких и дорогостоящих в настоящее время ресурсов.

Но даже без учета данных рисков текущая экономическая ситуация не выглядит очень надежной. Одним из главных факторов потенциальной конкурентной слабости страны является чрезмерная зависимость от мировых цен на небольшой набор сырьевых товаров. Текущие цены на большинство из них сейчас намного выше исторических средних уровней. Между тем периоды экстремальных цен на сырье всегда заканчивались их падением до уровней ниже среднего и самые длительные и значительные ценовые аномалии сопровождались наиболее быстрой и глубокой коррекцией. Таким образом, Россию на среднесрочном временном горизонте со значительной вероятностью ожидает ухудшение условий внешней торговли, и быстрый рост импорта только увеличивает риски. Падение основных экспортных цен негативно повлияет не только на бюджетную систему и результаты компаний-экспортеров, но и на внутренний спрос на товары и услуги.

Ситуация с возобновляемыми природными ресурсами – пахотной землей, лесными и водными угодьями – пока выглядит благоприятной, но тенденции и риски ее ухудшения также налицо. Продолжается процесс деградации природной среды, ухудшается среда обитания, принимаются экономические решения, противоречащие ее сохранению. Нарастающая коммерциализация и политизация экологического контроля крайне опасны для состояния окружающей среды, определяющей заметную часть инфраструктурных характеристик страны.

Инфраструктура

Мы будем рассматривать национальную инфраструктуру как широкую совокупность условий и характеристик жизни людей и ведения бизнеса, включая материальную (транспортную, информационную, социальную и проч.) и нематериальную (госрегулирование, законопослушность и взаимное доверие в обществе, общий образовательный уровень) составляющие. Объединяющей характеристикой всех этих элементов среды служит то, что ключевую роль в их формировании играют механизмы общественной организации – иными словами, устройство общества и госвласти.

Нейтрального по отношению к различным группам интересов эффективного государства в России не было построено; его возрастающая слабость и некомпетентность – одна из наиболее опасных тенденций современного развития страны. Отсутствие делегирования полномочий и контроля, концентрация властного ресурса в центре и на самых верхних этажах власти, преобладание режима “ручного управления” порождают ступор в отправлении госфункций, способствуя интенсификации извлечения “административной ренты”. Нарастающей проблемой является коррупция – как на бытовом уровне, так и при принятии масштабных социально-экономических решений.

В силу самих механизмов формирования законодательные органы в центре и регионах не отражают мнения общества в целом и основных общественно-политических сил и потому обречены на неэффективное законотворчество. Будучи встроенной в вертикаль власти, судебная система так и не стала местом разрешения споров на основе закона. Введение административно-коммерческой цензуры лишает большую часть общества возможности получать объективную информацию о процессах, происходящих в стране и за рубежом, ослабляет обратные связи между обществом и властью.

По мере экспансии госконтроля и госсобственности конкурентный сегмент российской экономики сжимается; ее эффективность в целом падает. Инфляция и укрепление национальной валюты подрывают ценовую конкурентоспособность несырьевого сектора. Силовое перераспределение имущества и неуверенность предпринимателей в будущем неизбежно ведут к интенсификации оттока капитала. При этом связанные с властью политические риски препятствуют эффективным зарубежным инвестициям российского частного бизнеса, что будет вести к омертвлению выведенных капиталов.

В стране отсутствует концепция государственного экономического регулирования и эффективная система ее реализации. Преобразования, направленные на совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, сопротивляемости кризисным явлениям, заменены пассивным накоплением стабфонда. Но даже этот процесс вскоре остановится в результате опережающего наращивания популистских расходов и обязательств.

Государство не выполняет своих прямых обязанностей перед бизнесом по обеспечению необходимой для его деятельности качественной материальной инфраструктуры и равенства доступа к ней, сдерживая экономический рост и социальное развитие. Состояние автодорожного покрытия, “узкие места” железнодорожного, авиационного и портового хозяйства, недостаточные мощность и разнообразие направлений нефте- и газопроводов, изношенность электросетей и трансформаторного хозяйства, катастрофическое состояние сектора ЖКХ – все это проблемы, требующие максимально быстрого решения.

Краткие выводы

Прогрессирующее падение численности трудоспособного населения будет серьезно ограничивать потенциал прироста ВВП – в терминах ППС Россия по-прежнему останется в конце первого десятка мировых экономик, но ее удельный вес в глобальном хозяйстве будет сокращаться. Между тем относительный масштаб экономик и их значение в трансграничном торгово-инвестиционном процессе будут играть возрастающую роль в формировании влияния стран на мировой порядок. Данный процесс только ускорится по мере неизбежного распространения ядерного оружия, удешевления его производства и способов доставки.

Тем не менее Россия в силу размеров и геополитического наследия будет по-прежнему чрезвычайно важна для мирового сообщества. Это означает, что в случае нашей неспособности организовать эффективную инфраструктуру жизни и экономической деятельности данная роль будет исполняться различными зарубежными и/или наднациональными структурами (подобно тому, как Страсбургский суд исправляет наиболее вопиющие огрехи российской судебной системы, а потребители энергоресурсов ищут альтернативные их источники за пределами России).

Между тем у России есть возможности для завоевания более прочных конкурентных позиций за счет проведения поддерживаемой обществом активной государственной модернизационной политики. В этом смысле последние годы были растрачены впустую, и выработка такой политики должна стать первоочередной задачей следующего политического цикла.