ВДАЛИ: Переполох в раю


Холодильник заполнен продуктами – именно теми, какие предпочитает клиент, пиво – на льду, шофер ждет в аэропорту, чтобы доставить вновь прибывшего туда, где он проведет несколько дней – или недель. Чтобы пребывание на вилле стоимостью в миллион с небольшим оказалось еще приятнее, в гольф-клубе уже зарезервировано время, а в клубном SPA – восстанавливающие процедуры.

Создатели сети клубного отдыха Tanner & Haley, основанной в 1998 г. под названием Private Retreats, утверждали, что изобрели концепцию идеального отдыха. Человек делает стартовый взнос в размере от $100 000 до $1,5 млн, который возвращается ему, как только тот решает отказаться от членства, затем каждый год вносит относительно скромную сумму в размере от $7000 и платит по $150 за сутки пребывания на курорте. За это член клуба получает возможность неограниченного доступа в тысячи роскошных вилл на территории США, Мексики и на Карибских островах – и, что характерно, без многочисленных хлопот, которые обычно бывают связаны с обладанием жильем подобного класса. И самое замечательное – в отличие от таймшеров или частичного владения домами, если клиент хотел отдохнуть на совершенно определенном курорте, хозяева клуба делали так, что он туда попадал, с какими бы сложностями это ни было связано.

“Сначала мы вступили в этот клуб только из коммерческого интереса – для нас это на самом деле открывало идеальную возможность работы с нашими клиентами, – вспоминает бывший член Tanner & Haley Эллиот Фуу, президент и генеральный директор нью-йоркской компании по юридическому сопровождению сделок Closing USA. – Однако затем нам самим – мне и моей семье – понравилось пользоваться условиями, которые предоставляются членам клуба. Скажем, получаешь гораздо больший выбора времени и места, куда можно поехать отдохнуть, чем если связываться с обычными отелями”.

На самом деле казалось, что действительность превосходит все ожидания. В сущности, так оно и было. Однако в прошлом году Tanner & Haley объявила себя банкротом, признав, что расходы значительно превысили поступления от бизнеса.

По итогам 2005 г. чистые операционные убытки составили 54 млн фунтов стерлингов ($105 млн). В значительной степени причиной этому стала политика компании – ни при каких условиях не отказывать клиенту. Это означало, что, имея в своем распоряжении некоторое количество вилл, которые, кстати, со временем только росли в цене, компания тем не менее была вынуждена время от времени арендовать дорогое жилье в наиболее популярных местах отдыха и, как правило, в самый разгар сезона. Такая модель бизнеса оказалась полностью нежизнеспособной.

Новость о банкротстве стала ударом не только для 874 членов клуба, которые таким образом оказались перед лицом реальной возможности не получить назад свой вступительный взнос. Это известие переполошило еще несколько тысяч человек, главным образом американцев, которые вступили в подобные же клубы – в конце 1990-х гг. эта схема стала чрезвычайно популярной. Интернет-издание Helium Report, которое отслеживает рынок такого рода услуг, утверждает, что на сегодняшний день число компаний клубного отдыха составляет более 20, а в их управлении находится в общей сложности 600 единиц жилой недвижимости в среднем стоимостью $3 млн каждая. К подобным клубам относятся Exclusive Resorts – группа, которой покровительствует Стив Кейз, основатель компании America Online, Yellowstone Club World, которой управляет бывший председатель совета директоров Hilton Hotels Дитер Хакестайн, а также клуб Crescendo – его председатель Майкл Бернс немало содействовал основанию гостиничной группы Marriott.

В каждой из этих компаний действует тот же принцип клубного финансирования, что и в Tanner & Haley: вступительный взнос, который в случае прекращения членства компания возвращает полностью или частично, ежегодные взносы и – правда, не везде – оплата за время, проведенное на отдыхе. Собственно, и удобства для членов этих клубов предусмотрены тоже приблизительно одинаковые: частные виллы, изысканная кухня и чуткие хозяева, которые берут на себя любые заботы – от починки кровли до резервирования столиков в ресторане.

Безопасность прежде всего

Руководители и владельцы этих компаний уверяют, что их бизнес организован таким образом, что клиенты, равно как и прибыльность самих компаний, надежно защищены.

Независимые наблюдатели склонны верить этими заявлениям. Финансовые проблемы Tanner & Haley возникли отчасти из-за политики “клиент прежде всего”, уверен Ник Копли, генеральный директор отраслевого сайта Sherpa Report. В других компаниях клубного отдыха, напротив, число дней, которыми может воспользоваться каждый из членов клуба, ограничено в зависимости от размеров его взноса и выплат и, кроме того, никто не гарантирует возможность отдохнуть в любое время и в любом месте. Таким образом, деньги инвестируются главным образом в имеющуюся недвижимость, а не в аренду дополнительного жилья.

Ричард Кит, бывший директор по операциям в Tanner & Haley, покинувший компанию в 2003 г. и основавший конкурирующую фирму Private Escapes, тоже полагает, что модель оказалась неэффективной, так как компания вкладывала значительную часть членских взносов в аренду дополнительного жилья. “Основные средства следует вкладывать в активы, цена которых растет, – говорит он. – Это стало одной из причин, по которой я ушел”. А для рынка, добавляет Кит, это должно было стать очень четким сигналом.

После того как Tanner & Haley начала процедуру банкротства, шесть американских клубных компаний объединились и создали группу под названием Destination Club Association, целью которой было укрепление доверия потребителей к компаниям клубного отдыха и увеличение прозрачности их финансовых операций. Чтобы получить возможность войти в состав ассоциации, в компании должны проводиться регулярные проверки, осуществляемые независимыми аудиторами, сама компания обязана предоставлять в распоряжение своих членов некоторую часть финансовой информации, а также иметь в распоряжении достаточное количество активов в виде недвижимости, в полном размере покрывающих вступительные членские взносы.

Отдых и инвестиции

Новые компании клубного отдыха стали предлагать своим членам дополнительные виды защиты. Скажем, созданная в ноябре 2006 г. азиатская сеть Banyan Tree Private Collection держит всю свою недвижимость – а это по большей части виллы на две спальни – в собственности отдельной компании, акционерами которой являются сами члены клуба. Первоначальный взнос составляет $120 000, а ежегодные членские взносы – $3000. За эту плату члены клуба имеют возможность провести одну неделю в год на вилле с двумя спальнями, консьержем, курсом процедур в SPA и возможностью пользоваться полем для гольфа.

Crescendo, открывшийся летом 2005 г., представляет собой одновременно и клуб, и инвестиционный фонд. Заплатив первоначальный взнос в размере $350 000 и затем выплачивая раз в год $23 500, член клуба имеет возможность отдыхать в течение 1,5–2 месяцев в особняках стоимостью несколько миллионов долларов, расположенных на восьми престижных курортах. Кроме того, если недвижимость вырастает в цене, членам клуба выплачивается 60% разницы. Членство можно продать клубу уже через год, и в таком случае размер выплаты будет рассчитываться исходя из остаточной стоимости основного капитала на момент выхода.

Crescendo представляет собой сочетание клуба, членство в котором дает возможность отдыхать на дорогих виллах и пользоваться услугами консьержа, и инвестиционного фонда в дорогую недвижимость, говорит Эндрю Харгадон, профессор Калифорнийского университета, изучавший эту модель бизнеса. “Если хотите, назовите ее “инвестиции в отдых”, – добавляет он. По мнению профессора, в этой модели заключено будущее компаний, владеющих рекреационной недвижимостью, и компаний клубного отдыха.

Два предпринимателя из Лондона – Майк Бальфур и Джон Лаверинг недавно зарегистрировали в Гибралтаре и открыли клуб под названием Hideaways Club. Эта компания позиционирует себя в качестве первого европейского клуба для отдыха и туризма. Вступительный взнос установлен в размере 207 500 фунтов стерлингов ($403 000), а ежегодный – в 10 000 фунтов стерлингов ($19 000). “Главное – что члены нашего клуба становятся соинвесторами”, – рассказывает генеральный директор Стивен Уайз. По его словам, взамен каждый член клуба имеет возможность отдохнуть на дорогой вилле по достаточно привлекательной цене.

Осторожность не повредит

Один из основателей интернет-издания Helium Report – Джейми Чен считает появление новых компаний добрым знаком. “Этот рынок, возникший в 1998 г., за последние несколько лет стал стремительно развиваться”, – отмечает он. По его словам, сейчас отрасль стабилизируется, а модели бизнеса становятся все более зрелыми. По оценке аналитиков издания, в этом году число новых членов существующих клубов увеличится на 1500, а сами клубы купят еще 250 вилл. Таким образом, их совокупная клиентская база увеличится до 5500 человек, а цена недвижимости в их управлении составит в общей сложности $2 млрд.

Конечно, банкротство компании-первопроходца привело к тому, что теперь потенциальные клиенты станут действовать с особой осторожностью. “До скандала с Tanner & Haley 80% разговора с потенциальным клиентом сводилось к обсуждению достоинств курортов и вилл, имеющихся в нашем распоряжении, и только в самом конце речь заходила о финансовых рисках, – рассказывает Ричард Кит. – Теперь же все выглядит с точностью до наоборот. Мы начинаем с обсуждения финансовых рисков и только в самом конце касаемся темы отдыха и курортов”.

Всякому, подумывающему о вступлении в такой клуб, Ник Копли готов дать несколько советов. “Основным соображением должна стать безопасность членского взноса, – говорит он. – В большинстве клубов уходящему возмещается примерно 80% взноса, поэтому следует настоять, чтобы вам предоставили убедительные доказательства, что клуб в состоянии полностью возместить взносы своим членам”.

Кроме того, по словам эксперта, не лишне поинтересоваться, сколько занимает процедура возвращения денег. Большинство клубов оттягивает неприятный момент до тех пор, пока к ним не приходит 2–3 новых члена. Если же по каким-то причинам таковых не наблюдается, выплата может затянуться. Есть смысл поинтересоваться и соотношением между собственной недвижимостью компании и арендованной. По словам Копли, оптимальным считается соотношение 4 к 1.

И, конечно, особое внимание следует обратить на качество недвижимости и место ее расположения. “Клубный отдых – хорошая альтернатива 5-звездочным курортам и отдыху на арендованной вилле, – говорит Чен. – Однако будущим членам клубов придется проявить усердие и хорошо потрудиться над своим “домашним заданием”. Следует точно убедиться, что этот клуб – именно то, что нужно вам и вашей семье”.

Стабильная модель

Марк Тавилл, 47-летний бизнесмен из Калифорнии, решивший отойти от дел, рассказывает, как он изучал модель бизнеса Private Escapes, прежде чем решил вступить в этот клуб. Вступительный взнос в размере от $105 000 при выходе из клуба выплачивается на 90%. Ежегодный взнос составляет $14 500. И та и другая суммы представляют собой среднее значение по рынку – недешево, но и не слишком дорого. В компании утверждают, что деньги клиентов находятся в полной сохранности. Финансовые риски минимизируются за счет того, что компания скупает недвижимость, привлекательную с точки зрения инвестиций, и при этом единовременно оплачивает только 50% стоимости покупки. Кроме того, эта компания арендует дополнительное жилье только в самых исключительных случаях. Что же касается прозрачности и отчетности, то в соответствии с правилами ассоциации раз в год независимая аудиторская компания проводит инспекцию внутренней системы управления Private Escapes.

“Когда я убедился в том, что ситуация в клубе вполне стабильна, я с удовольствием уплатил вступительный взнос, поскольку отдых по такой схеме обойдется моей семье дешевле, чем если бы мы организовывали поездки и отдых привычным образом”, – говорит Тавилл. Немаловажным фактором является и значительное упрощение процесса. “Это куда более простой способ организовать отпуск”, – добавляет он.

Для тех, кому обычный отдых может показаться однообразным, создаются так называемые специализированные компании клубного отдыха. Их список приводится на сайте Helium Report.

Чтобы вступить в компанию клубного отдыха для любителей рыбной ловли Fly Fishing Destinations, следует сделать вступительный взнос в размере $35 000. Несколько дороже обойдется членство в клубе The Markers, созданном для любителей игры в гольф: там первоначальный взнос составляет $325 000.

Самым же дорогим клубом отдыха остается Yellowstone, членам которого предоставляется возможность проводить отпуск на самых роскошных виллах в нескольких странах. За удовольствие пользоваться услугами этой компании всякий желающий платит вступительный взнос в размере $3 млн.

Что касается теперь уже бывших членов клуба Tanner & Haley, то судьба оказалась к ним благосклонна. Им разрешили перейти в клуб Ultimate Resort, в котором средний годовой взнос составляет порядка $15 000. При этом руководство клуба согласилось не взимать с них минимальный вступительный взнос в размере $120 000 в обмен на некоторые активы разорившегося клуба. Правда, этот взнос соответствует самому дешевому уровню обслуживания. Тем не менее, как отмечает Джим Тусиньян, основатель и генеральный директор Ultimate Resort, на эти условия согласилось 675 человек, из которых 200 уже перешли на планы обслуживания более высокого уровня. На сегодняшний день резиденции, имеющиеся в распоряжении Ultimate Resort, оцениваются в среднем $2 млн каждая. Есть среди них и вилла площадью около 320 кв. м с видом на океан, расположенная на Виргинских островах, и кондоминиум с одной спальней в знаменитом нью-йоркском небоскребе Trump Tower. (FT, Екатерина Кудашкина)