Посредник попался


В конце апреля Центральное бюро расследований Индии обвинило ключевого оружейного дилера Судхира Чаудри в получении взятки в $157 000 при заключении контракта ценой $471 млн на модернизацию израильской компанией Soltam советских пушек М-46, сообщает Times of India. По этому делу арестован также экс-депутат парламента Индии Арвид Ханна и еще несколько торговцев оружием. Под подозрение попал и экс-министр обороны Индии Джордж Фернандес. До 2003 г. он был сопредседателем российско-индийской комиссии по ВТС, сопредседателем с российской стороны был вице-премьер Илья Клебанов.

В “Рособоронэкспорте” от комментариев отказались, указав, что подобные расследования – внутреннее дело Индии. Однако информированный источник, в прошлом работавший в российской системе военно-технического сотрудничества, говорит, что Чаудри известен в России и, в частности, способствовал заключению в конце 1990-х гг. исторического контракта на поставку и сборку по лицензии в Индии истребителей Су-30 МКИ (производитель – НПК “Иркут”) на сумму свыше $5 млрд. В “Иркуте” комментировать ситуацию не стали. По словам еще одного источника в российской оборонной промышленности, для выполнения столь важных контрактов, если потребуется, будет найден другой посредник. Скандал вокруг Чаудри, по его словам, связан с сугубо внутриполитической борьбой в Индии – следствие в большей степени интересует Фернандес, лидер небольшой оппозиционной партии “Самата” (“Равноправие”).

Индия не только крупнейший российский партнер в области ВТС (объем поставок в Индию за 2006 и 2005 гг. не раскрывался, а в 2004 г. составил $1,8 млрд, или почти треть от общего экспорта), но и самый важный партнер в разработке новых вооружений, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Поэтому вряд ли скандал скажется на этом сотрудничестве, критически важном для обеих стран. Но в случае раскрутки скандала могут отложиться новые крупные закупки вооружений у иностранных поставщиков, включая проведение тендера на закупку истребителей ценой $9 млрд, которого давно ждут российские авиапромышленники, отмечает эксперт.