ЧТО ДЕЛАТЬ


Как подрасти

С позиции креативного директора небольшого рекламного агентства я перешел в крупное сетевое агентство на позицию копирайтера. В перспективе хотелось бы снова стать креативным директором, но в этом агентстве подобные позиции уже заняты грамотными людьми и вакансий не предвидится. Компанию мне менять не хочется. Как развиваться дальше?

Илья Петров, копирайтер

Ситуация, когда креативный директор небольшого агентства переходит на должность копирайтера или арт-директора в сетевое, довольно типична, говорит креативный директор Euro RSCG Moradpour Екатерина Красулина. “Часто у людей после такого перехода возникают разочарование и стресс, – продолжает директор по развитию бизнеса консалтинговой компании PersonnelCare Георгий Кегелес. – Если в маленьком агентстве распределение функций не такое четкое и каждый человек делает больше работы, то в сетевых агентствах работа организована по-другому – каждый специализируется на конкретном участке работы. Важно понять нюансы этого разделения, этикета, организации бизнес-процесса, даже если общая схема работы остается такой же”.

Зарплата копирайтера составляет сейчас в среднем $1800–2000 в крупных и средних российских агентствах и $2200–2700 – в международных, рассказывает руководитель департамента “PR и реклама” хедхантинговой компании Cornerstone Елена Гороховатская. Компенсация старшего копирайтера варьируется от $3000 до $4500, а креативный директор может рассчитывать на оклад $4500–6000 в российском и от $6000 в крупном международном агентстве.

Однако количество крупных рекламных агентств не меняется. В большинстве из них креативные директора уже есть и работают едва ли ни с момента основания, замечает Кегелес.

В сетевых агентствах, по словам Красулиной, рост из копирайтера в креативного директора происходит постепенно: от копирайтера к старшему копирайтеру, потом к руководителю творческой группы (creative group head), а потом уже можно стать креативным директором.

“Переход на позицию creative group head, которая и является по сути облегченным вариантом должности креативного директора, более реален”, – говорит Кегелес. Для этого нужно соответствовать духу агентства и понимать логику его работы. Group head – не только креативщик, он уже отвечает за бизнес, от него требуется понимать, чего хочет клиент, смотреть на работу с ним стратегически, изучать, что клиент делал раньше, отмечает Кегелес. Это уже менеджер, на нем лежит задача управления людьми, постановки задач. Он должен не только сам придумывать, но и уметь объяснить людям, что надо придумывать, направить их, подсказать. А когда ты этому научился, можно перейти креативным директором в сетевое агентство поменьше или в российское.

“В первую очередь, – замечает Красулина, – надо уметь управлять собственным рабочим временем и проявлять инициативу в отношении сроков: не ждать напоминаний, а самому контролировать соблюдение сроков. Это обязательно произведет благоприятное впечатление на руководство”.

PR-переквалификация

В этом году у меня появилась возможность получить степень магистра в области массовых коммуникаций в University of North Carolina – Chapel Hill, одновременно выбирая курсы бизнес-школы Duke University. В моем портфолио есть большой проект в области рекламы и маркетинга. За время работы в крупном рекламном агентстве сложилось понимание того, как строится процесс. Но мне интересна работа, которая затрагивает множественные каналы коммуникации и с разных сторон продвигает некий продукт, а опыт работы в PR у меня не очень большой. Каковы, на ваш взгляд, перспективы в этой области у тех, кто стартует после обучения, и какие курсы следует выбрать, чтобы возможностей для работы и карьерного роста было больше? Или лучше не рисковать и остаться в рекламе?

Наталья Ростовцева, account manager, компания Arc/Leo Burnett

Возможно, начинать карьеру в PR придется со стартовых позиций, однако при наличии знаний и навыков, полученных в процессе профильного обучения за рубежом, этот процесс не представляется сложным, считает старший консультант и руководитель московского офиса THI Selection Юлия Иванова.

Образование в области PR имеет смысл получать как второе, а не как первое, говорит председатель совета директоров агентства “Р.И.М. Портер Новелли” Игорь Писарский. “Больше всего востребованы специалисты в какой-то конкретной области с навыками в связях с общественностью, – считает он, – требуется понимание специфики конкретной деятельности клиента”.

У UNC – Chapell Hill хорошая репутация в области массовых коммуникаций и журналистики, говорит директор компании “Коммуникатор” Виктор Майклсон, но для серьезной карьеры в сфере коммуникаций понадобятся курсы в области маркетинга и управления проектами. “PR все больше и больше движется в сторону консалтинга, поэтому стандартные курсы МВА – это то, что нужно более всего”, – настаивает Майклсон.

В силу специфики каждого отдельного рынка и неопределенности выбора, соглашается консультант компании RosExpert Ирина Пашинкина, имеет смысл сосредоточиться именно на общеуправленческих дисциплинах – организационном развитии, управлении персоналом, маркетинге и продажах.

“Имеет смысл сконцентрироваться на investor releations и брендинге, потому что клиентский запрос сейчас все больше направляется в эту сторону”, – советует Писарский. В любом случае, добавляет он, западное образование в этой области полезно с точки зрения изучения западных годами отработанных технологий: отечественный PR тоже становится все более технологичен. “Важно изучить и специфический профессиональный язык, потому что международных клиентов в этой области становится все больше”, – считает Писарский.