Нетипичная сделка Дерипаски


Начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин считает сделку удачной: “Базэл” избавился от непрофильного актива, а у Rexam есть шанс стать монополистом на баночном рынке России.

Вчера британская Rexam объявила о намерении купить у En+ российского производителя алюминиевых банок для напитков “Ростар”. Сумма сделки составит $297 млн, включая долги, говорится в пресс-релизе Rexam. “Наше стратегическое направление – развивающиеся рынки, компания работает в Китае, Индии, Латинской Америке”, – пояснил “Ведомостям” директор по коммуникациям Rexam Джонатан Торнтон. По его словам, Rexam в России уже 10 лет: “И мы довольны темпами роста рынка”. Торнтон добавляет, что компании не обращались за санкцией на сделку в ФАС. Он надеется, что сделка будет закрыта в IV квартале 2007 г.

“Продажа бизнеса – это необычное явление для нас”, – признался “Ведомостям” финансовый директор En+ Майкл Носсер. Но стратегическая программа компании предполагает развитие крупных бизнесов – таких, как “Русал”, “Иркутскэнерго” и Красноярская ГЭС. “Сделкой [по продаже “Ростара”] мы демонстрируем, что готовы продавать даже успешный бизнес, не вписывающийся в стратегию”, – добавляет Носсер.

Дерипаска нечасто расстается с активами. В 2000 г. он вместе с чукотским губернатором Романом Абрамовичем создал “Русал”, затем партнеры вместе купили ГАЗ. Но в 2003–2004 гг. Дерипаска выкупил доли партнера в обеих компаниях. А в марте “Русал” завершил сделку по объединению с “Суалом” и частью активов Glencore. В других секторах Дерипаска действовал не менее агрессивно. За последние два года “Базэл” вышел на рынок авиаперевозок, строительства и девелопмента, а недавно приобрел крупные доли в компаниях Strabag и Hochtief. Кроме того, входящие в “Базэл” “Русские машины” приобрели за $1,5 млрд 16% акций канадской Magna – одного из крупнейших в мире производителей автокомпонентов. В 2006 г. выручка “Русала” составила менее 50% в совокупной выручке всех предприятий “Базэла”.

В январе 2005 г. “Русал” почти за $300 млн продал Alcoa два прокатных предприятия – в Самаре и Белой Калитве.

У Дерипаски есть средства на покупки. “Русал” всегда славился щедрыми дивидендами, отмечает аналитик банка “Траст” Александр Якубов, за 2004 г. – почти $1 млрд, в 2005 г. – $1,48 млрд, к тому же на покупки можно привлекать и займы.

Менеджеры “Русала” давно предупреждали о возможности продажи баночного бизнеса, при слиянии “Русала”, “Суала” и Glencore “Ростар” остался за бортом объединенной компании. Переговоры между Rexam и En+ шли около года, вспоминает Носсер, $297 млн полностью устраивает его компанию. Долг “Ростара” Носсер назвать отказался. Около $60 млн, уточняет знакомый с деталями сделки источник.

Производством банок “Русал” занялся в 1998 г. Компания (тогда она называлась “Сибал”) инвестировала $100 млн в строительство первого завода “Ростар” в Дмитрове, вспоминает Владимир Ничипорук, работавший с 1998 по 2001 г. директором по маркетингу “Ростара”, ныне вице-президент группы “Нутритек”. Но потребители не любили напитки из банки. К тому же тогда эта тара стоила в три раза дороже стеклянной бутылки. Бороться с обывательскими стереотипами “Ростар” решил вместе с конкурентом – шведской PLM, построившей завод в Наро-Фоминске (позднее ее поглотила Rexam). Совместная рекламная кампания превысила $2 млн. “На протяжении пяти лет мы рассказывали об уникальности нового вида тары, – рассказывает Ничипорук. – За это время объем баночного пива увеличился с 0,2% до 40%”. А четыре года назад “Ростар” построил еще одно предприятие – во Всеволожске.