300 000 евро за зачистку села


Вчера ЕСПЧ удовлетворил жалобы “Мусаев и другие против России” и “Мусаева и другие против России”, обе они поданы по событиям 2000 г. Первая касается зачистки в чеченском селении Новые Алды, в результате которой, в соответствии с докладом общества “Мемориал”, погибло 56 человек. Вторая – похищения из семьи Мусаевых двух сыновей, позже обнаруженных убитыми. В обоих случаях, по мнению истцов, незаконные действия совершали российские военнослужащие или сотрудники правоохранительных органов.

Заявителей по делу пятеро. По словам Марии Шпикаловой, сотрудницы “Мемориала”, юристы которого представляли интересы заявителей в Страсбурге, постановление ЕСПЧ признает нарушение Россией нескольких статей Европейской конвенции о правах человека: ст. 2 (право на жизнь) в отношении смерти 11 родственников заявителей, ст. 13 (гарантия проведения эффективного расследования), ст. 3 (недопущение нечеловечного и унижающего обращения, т. е. пытки). Заявителям по делу “Мусаев и другие против России” выплатят компенсации в 143 000 евро и оплатят около 20 000 евро судебных издержек. По жалобе “Мусаев и другие против России” Москва также оплатит издержки и компенсацию в 130 000 евро.

Шпикалова сообщила, что ЕСПЧ запрашивал неоднократно материалы по следствию, которое велось российской стороной, но Москва отказалась их предоставлять. Суд основывался на свидетельских показаниях, ему предоставили видеопленку, снятую заявителями сразу после зачистки. Расследование возбужденного 5 марта 2000 г. прокуратурой Чеченской Республики уголовного дела не привело ни к каким результатам.

Председатель совета правозащитного центра “Мемориал” Олег Орлов отмечает, что решение ЕСПЧ обязательно для исполнения и Россия всегда выполняет требования суда о выплате пострадавшим компенсаций, однако из решения суда проистекает ряд следствий. Поскольку в постановлении суда фигурирует ст. 13 Европейской конвенции о правах человека, по всем указанным событиям в России должно быть инициировано новое расследование – для этого не требуется никаких дополнительных заявлений в правоохранительные органы со стороны заявителей, уточняет правозащитник. Раз в полгода Россия должна отчитываться перед комитетом министров Совета Европы о планируемых или принятых мерах для выполнения решений ЕСПЧ и Москве могут указать на необходимость изменения законодательства о борьбе с терроризмом, как это вынуждена была сделать в свое время Турция, в особенности в части ограничения прав курдского меньшинства, добавляет Орлов.

Компенсации обязательно будут выплачены и Россия должна отчитываться перед комитетом министров СЕ, соглашается директор информационного центра Совета Eвропы в Москве Николай Топорнин: “Решение ЕСПЧ имеет точечный характер, в отношении конкретных людей, и имеет общетеоретическое значение – государством должны быть сделаны выводы”. Однако он сомневается, что России придется делать срочные законодательные выводы из постановления ЕСПЧ. Отечественное законодательство по борьбе с терроризмом было принято в основном после 2000 г., закон обратной силы не имеет и российская сторона может ссылаться на уже произошедшие изменения в случае требования изменить законодательство со стороны Совета Европы, считает Топорнин.