Безналичный проезд


Тендер на поставку оборудования, программного обеспечения и изготовление пластиковых карт мэрия намерена провести во второй половине 2008 г., рассказал “Ведомостям” начальник отдела пассажирского транспорта мэрии Ростова Сергей Посохов. Сейчас мэрия начала переговоры с компаниями об их участии в программе перехода на безналичную систему оплаты, который будет завершен к 2010 г. По словам члена экспертного совета обладминистрации Юрия Кокры, интерес проявляют московская “Розан Файнэнс” и новосибирская “Золотая корона”.

Стоимость изготовления одной смарт-карты “Розан Файнэнс” – от 110 руб. (зависит от объема эмиссии), говорит менеджер отдела региональных проектов компании Игорь Конадченко. По словам Кокры, стоимость терминалов от “Розан Файнэнс” – около $400. “Золотая корона” готова предложить смарт-карты по цене от 60 руб. до 300 руб. за штуку, терминалы с программным обеспечением – по 40 000–45 000 руб., сообщил руководитель проекта “Транспортная и социальная карта Челябинска” Александр Гришин.

Выпускать и обслуживать карты будут банки. Если в тендере победит “Золотая корона”, в программе примут участие ее партнеры – Южный торговый банк и Стелла-банк, говорит директор “Золотой короны” Вадим Грицаненко. Представители обоих банков информацию подтвердили. Не исключает своего участия Импэксбанк, сказал замдиректора банка Владимир Пономарев. Банк Москвы тоже планирует включиться в ростовскую программу, утверждает главный специалист по развитию бизнеса ростовского филиала Банка Москвы Надежда Пащенко.

Платежные терминалы под смарт-карты уже к концу 2008 г. будут установлены в автобусах большой вместимости, говорит Посохов. Льготники, студенты и пенсионеры получат социальные карты с информацией о льготах к концу 2008 г., а с 2009 г. начнутся продажи смарт-карт для остальных пассажиров, рассказывает он. Начальная эмиссия составит 191 000 смарт-карт.

Информация о поездке каждого пассажира будет поступать в процессинговый центр АТП и ежедневно передаваться в МУП “Технологии управления”, которое по итогам месяца распределяет деньги от реализации смарт-карт между автотранспортными предприятиями. Такая система позволит получить полную информация о пассажиропотоке, доходах АТП, а также даст возможность ввести зональный принцип оплаты проезда и разные виды тарифов, объясняет Посохов.

Сейчас в Ростове два муниципальных АТП и девять частных, на маршрутах находятся 1200 автобусов, ежедневный пассажиропоток составляет 1,5 млн человек, в 2006 г. перевезено 450 млн пассажиров.

В мэрии подсчитали, что затраты на введение системы безналичной оплаты проезда превысят 85,18 млн руб., часть суммы возьмет муниципальный бюджет, остальное – инвесторы, сказал Посохов. Окупить проект рассчитывают за 4–5 лет.

Ростовские АТП неоднозначно оценивают новшества. Система заберет у автотранспортников живые деньги, а за виртуальные еще придется платить проценты за обналичивание, недоволен замгендиректора по эксплуатации и коммерческой деятельности “Ростовпассажиртранса” Дмитрий Батлаев. АТП будут точно знать все пассажиропотоки, время на посадку и высадку сократится, надеется замгендиректора “Транс-экспресса” Виктор Гулай. Многие перевозчики уже взяли кредиты, поэтому установка терминалов будет для АТП дополнительным бременем, добавляет Батлаев. Сейчас водители выполняют установленный план, часть сверхнормативных доходов тратят на топливо и ремонт, оставшееся считается дневным заработком, делится руководитель одного из АТП, с введением новой системы такие расчеты станут невозможными. Городские власти таким образом пытаются вывести АТП из теневого оборота, объясняет собеседник.