Следователей успокоили


Как сообщил “Ведомостям” информированный источник в МВД, в понедельник на совещании с сотрудниками Следственного комитета (СК) при милицейском ведомстве министр Рашид Нургалиев объявил сотрудникам, что создание объединенной следственной службы – отдаленная перспектива и следователи МВД могут работать спокойно. Совещание было посвящено вопросам эффективности работы СК (который сейчас расследует около 30 уголовных дел, в том числе дело “дочек” “Русснефти”, сотрудников компаний “Брынцалов-А”, “Лиггетт-Дукат” и др.). Нургалиев призвал следователей больше сконцентрироваться на сложных делах.

Источник в центральном аппарате Госнаркоконтроля сообщает, что и в этой службе в последнее время нет разговоров о том, что у нее могут отобрать следственный орган. Разговоры о создании “русского ФБР” возникли впервые еще в 2002–2003 гг. во время реформы уголовного законодательства, а затем периодически возобновлялись. В прошлом году активно ходили слухи о том, что такую службу возглавит директор Госнаркоконтроля Виктор Черкесов, говорит источник в органах прокуратуры. Представитель Генпрокуратуры сообщил, что сейчас в этом ведомстве выполняется работа по созданию СК, о каких-либо новых преобразованиях рассуждать нет смысла.

Чтобы единый следственный орган стал реальностью, создавать его надо было еще 10 лет назад, говорит бывший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры Николай Волков. Создание СК Генпрокуратуры означает, что идея формирования единой следственной службы отложена надолго. Сейчас подходы к подготовке и работе следователей в прокуратуре, МВД и ФСБ настолько различны, что слияние этих служб вряд ли вообще возможно, думает Волков.

Создание единой следственной службы не вызовет ничего, кроме нездорового противоборства МВД, прокуратуры и ФСБ, считает зампред комитета по безопасности Госдумы Виктор Илюхин. Казахстан создавал подобный орган, но опыт оказался негативным и всего через год следственная система соседа России вернулась в прежнее состояние. В России следователи МВД расследуют более 80% уголовных дел, так что следственная служба в федеральном масштабе и так работает, добавляет Илюхин.

Негативный опыт Казахстана действительно вызвал настороженность в отношении планов создания единого следственного аппарата, признает председатель комитета Совфеда по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков. Но работа в этом направлении ведется. Если будет получен положительный опыт работы СК Генпрокуратуры, то через несколько лет может встать вопрос и о создании единой структуры, но точные сроки сейчас назвать нельзя, разъясняет Лысков.