Давайте еще!


Теперь кажется странным, что Большой поначалу отказывался от поездки. В театре всерьез боялись надоесть британской публике. “Выступать в Великобритании каждый год – значит обратиться в привычку, а мы хотим оставаться событием”, – говорит пресс-секретарь театра Катерина Новикова. Положение спасла настойчивость импресарио Виктора и Лилиан Хоххаузеров. По их мнению, репертуар гастролей содержал много сенсаций, а программа достаточно отличалась от того, что Большой привозил в 2004 и 2006 гг. Организаторы оказались провидцами: критик газеты Stage высказал общее мнение, закончив статью словами: “Давайте еще!”

За последние годы англичане, хотя подчас и строго критиковали, сильно полюбили балет Большого театра. Дорогого стоит получить от критика Клемента Криспа (FT) шесть звезд по пятибалльной системе за “Дон Кихота”, увидеть после “Класс-концерта” газетную фразу “аудитория обессилена от восхищения и наслаждения” и прочесть про “Светлый ручей” реплику “скорее хватайте билет, если у вас есть такая возможность”. Худрука Большого балета Алексея Ратманского назвали “мастерским жонглером, умеющим одновременно удерживать в воздухе все многочисленные “шары” Большого – старые и новые, академические и театральные, советские и имперские”.

Условия выступлений заставили кое-что поменять в спектаклях. В “Дон Кихоте”, например, не было ни лошадки, ни ослика для рыцаря и Санчо – такое слишком дорого обходится, к тому же в условиях “Колизеума” животные не могут попасть на сцену – нет специальных лифтов. Впрочем, в гастрольном “Дон Кихоте” было не до лошадей. Суперэкспрессивный спектакль с Натальей Осиповой и Иваном Васильевым потряс публику и прессу, и маститым исполнителям пришлось постараться, чтобы приблизиться к триумфу молодых коллег. Светлана Захарова очень старалась не просто танцевать, но и сыграть дочь трактирщика, а Денис Матвиенко фирменно проделывал трюки, крутясь в пируэтах до восхищенных охов в зале. Обозреватели все же сделали выбор в пользу молодежи, как и публика, по многу раз вызывавшая солистов на поклоны. Публика в Лондоне смотрит очень внимательно, замечая не только прим и премьеров. Многие в первом акте специально вглядывались в правый угол сцены, где располагается трактир, и надрывали животы от проделок уморительного Гамаша (Денис Савин) и до упаду импровизирующей комической парочки – Санчо (Александр Петухов) и трактирщика Лоренцо (Егор Симачев).

Тройчатку одноактных балетов восприняли неоднозначно. Особенно понравился – и по хореографии, и по исполнению – “Класс-концерт”, кристально ясный гимн профессии танцовщика. Меньше вдохновил смутный по смыслу “Эльсинор” – продукция Кристофера Уилдона, хотя танец Дмитрия Гуданова и Марии Александровой произвел впечатление. А в “Комнате наверху” – продукте американки Твайлы Тарп – заслугой труппы надо считать умение скрыть усталость, накопившуюся к концу гастролей.

Под занавес снова показали “Корсара”, удостоенного похвал в начале гастрольного тура, и в нем царили Светлана Лунькина (сплошная женственность с балластом технических недоделок) и Анастасия Яценко (женственность и исполнительская точность). Финал же гастролей с балетом “Светлый ручей” прозвучал как мощный залп. Первый из трех “Ручьев” отдали великолепной четверке – Наталье Осиповой, Сергею Филину, Екатерине Крысановой и Андрею Меркурьеву. Англичане хохотали, наблюдая любовные гэги колхозников, клоунские примочки Филина, переодетого в сильфиду, и перепляс юных женских дарований Большого.

Деятельные британцы умеют ценить творческий динамизм. В

90-е гг. и в начале 2000-х они видели коллектив с однобоким репертуаром, застывший от умиления собственным превосходством. Теперь пресса и публика с энтузиазмом приняли Большой, почувствовавший вкус к обновлению.