Движение к двигателю

70-летней предпринимательнице некогда думать о пенсии – она готовит компанию к IPO

Технология. Технология Variable surface drive

Variable surface drive представляет собой систему вращающихся в противоположных направлениях винтов, которые под управлением компьютера могут приспосабливаться к любым условиям . Это позволяет судну быстрее набирать скорость, лучше маневрировать и, кроме того, экономит топливо. Система из пяти блоков с мощностью от 40 л. с. до 4000 л. с. может применяться как на небольших лодках, так и на огромных морских яхтах.

Муж Анны Дункан, Йен Дункан, – талантливый изобретатель, и она всю жизнь помогает ему доводить до коммерческого использования лучшие идеи. Сейчас Дунканы работают над двигателем собственной конструкции для катеров и яхт.

Первую фирму супруги организовали в 1980-х гг. совместно с немецким производителем снегоуборочных машин. Йен Дункан тогда изобрел компактную машину для уборки улиц. «На рынке не было ни одной надежной модели, – говорит Анна Дункан. – Мы за четыре года захватили 80% рынка».

Идея новой технологии двигателей для малых и средних морских судов родилась на яхте. «У нас сломался винт. Чтобы починить его, мастер принес здоровенный молот. Таково было положение дел в отрасли», – рассказывает Анна Дункан.

Созданную Йеном модель двигательной системы супруги привезли в Британию. Она была опробована в лабораторных условиях. В обмен на 10% акций частная инвестиционная группа вложила в новую компанию 1 млн фунтов стерлингов ($2 млн), хотя Дунканы просили гораздо больше. С тех пор они привлекли уже около 7 млн фунтов стерлингов ($14,1 млн), из которых 6 млн фунтов ($12,1 млн) поступило от частных инвестиционных фондов. 40% акций по-прежнему принадлежат основателям компании. Труднее было обеспечить постоянный приток средств: изначально затраты были очень высоки из-за необходимости сотрудничать с высококвалифицированными инженерами.

Вскоре стало очевидно, что без IPO компании не обойтись. «Мы будем выпускать систему самостоятельно, а значит, нам понадобится оборудование, дизайнеры, инженеры, маркетологи, логистики и многие другие специалисты», – говорит Дункан. Сегодня у компании Yellowfin есть договоренности с двумя компаниями, которые выпускают двигатели различной мощности, ведутся переговоры с третьей компанией. Дункан полагает, что оборот их компании достигнет 20 млн фунтов стерлингов в течение трех лет. FT, 4.09.2007, Полина Михалева