Машина не по карману

Продажи автомобилей растут за счет кредитных схем. Следом неизбежен рост числа неплатежей – банкам-кредиторам придется что-то делать со сданными машинами

Банкиры хором рапортуют о росте своего розничного бизнеса, и его главные источники – автокредитование и ипотека. За полгода в Росбанке прирост портфеля автокредитов составил 5%, объем портфеля вырос с $1,4 млрд до $1,55 млрд, в «Компании розничного кредитования» (КРК) с января по август объем кредитов на авто удвоился до $218 млн, удвоения портфеля ждут и в Альфа-банке. По словам руководителя розничного подразделения банка Алексея Марея, за 1,5 года работы банк выдал $200 млн на автокредиты, причем основной спрос идет из регионов, где рынок розничного кредитования наиболее емок. По его прогнозам, до конца этого года рынок розничного кредитования в России вырастет на $25 млрд и превысит планку в $110 млрд.

Финансовый директор компании Genser Игорь Пономарев говорит, что треть машин в салонах компании продается в кредит. Другой автодилер утверждает, что в его салонах кредитных машин почти половина и что их объем стабильно растет на 10% в год.

Но с ростом числа выданных кредитов неизбежно увеличение и числа невозвратов – как минимум, в абсолютном выражении. Объем проблемных кредитов растет пропорционально портфелю, но пока незначителен – не превышает 2%, говорит один из банкиров. Вице-президент Банка Москвы Андрей Лапко утверждает, что в его банке просроченная задолженность находится на прошлогоднем уровне. Согласно отчетности банка по МСФО уровень ссудной задолженности был около 1,3%, по версии «Интерфакс-ЦЭА» – 4%.

Между тем количество автомобилей, возвращаемых в банки клиентами, не способными больше обслуживать взятые на покупку машин кредиты, растет от месяца к месяцу. Абсолютное число таких машин, по подсчетам гендиректора коллекторского агентства «Пристав» Артура Александровича, год к году растет на порядки. Нельзя сказать, что это массовое явление, темпы наращиваются медленно, но стабильно, уточняет он. Реализация залоговых машин уже изменила работу банков – у некоторых в структуре появились подразделения, которые занимаются перепродажей таких авто. Банк Москвы забирает машины неплательщиков на подведомственные стоянки, рассказывает Лапко. По его словам, реализацией машин занимается сам банк, однако количество проходящих через банк машин не назвал. Старшего вице-президента КРК Артура Юнаева продажа залогов не беспокоит: компания продает менее десятка таких машин в месяц, стоянки у КРК нет – машины сразу определяют в салоны. Опрошенные «Ведомостями» банкиры, занимающиеся продажей автомобилей неплательщиков самостоятельно, считают, что число залоговых машин будет расти в течение двух-трех лет, но в абсолютных цифрах все равно будет исчисляться лишь десятками в месяц для каждого из кредитных учреждений. Так что подобного рода деятельность банкиров не отвлекает и в их глазах даже не претендует на бизнес.

Но самостоятельная реализация банками предметов залога – скорее исключение, чем правило: гендиректор коллекторского агентства «Секвойя» Елена Докучаева припомнила менее десятка банков, которые решились организовать перепродажу машин самостоятельно. В основном реализацией залоговых машин занимаются коллекторы. Например, «Пристав» продает в месяц от одной до 20 машин, говорит Александрович.

По оценкам директора по развитию «Пристава» Сергея Шпетера, 80% заемщиков добровольно сдают свои машины в банк, лишь у 20% изымать авто приходится судебным приставам. Часто автомобили, изъятые у заемщиков, продаются через те же автоцентры, где изначально покупались, говорит Докучаева. Пономарев знает лишь два случая продажи залоговых автомобилей в салонах Genser. Однако другие дилеры утверждают, что по нескольку залоговых машин постоянно продаются в их салонах. «Из-за отсутствия четкого ценового разграничения цен на подержанные авто банкам приходится обращаться к нам за оценкой таких машин», – говорит один из дилеров.

По словам замдиректора департамента розничного бизнеса Росбанка Дмитрия Вечканова, средний срок продажи таких авто занимает 1,5–2 недели, но если цена некорректна, то нередко авто продается и месяц. Если заемщика не устраивает и этот вариант цены, он обязан самостоятельно найти покупателя за собственную цену, говорит Вечканов. По словам Лапко, большинство заемщиков ищут покупателя самостоятельно. Из-за дефицита машин дешевле $30 000 предмет залога редко продается дольше двух-трех недель, говорит Юнаев. Основной поток залоговых машин попадает на перепродажу через год после покупки, цена, как правило, теряет 30–35%, добавляет Пономарев. Юнаев утверждает, что в 90% случаев рыночная стоимость реализуемой машины покрывает размер долга с учетом процентов.

Если после реализации авто по кредиту остается какая-либо просроченная задолженность, она подлежит обязательному взысканию в досудебном или, в крайнем случае, судебном порядке – все зависит от условий договора. Банк может назначать цену на конфискованный автомобиль, только если он реализуется добровольно, говорит Вечканов. В случае принудительной продажи через публичные торги стоимость авто определяется судебными приставами и, как правило, она ниже рыночной, признает Вечканов. Коллекторы сетуют, что на такие аукционы невозможно попасть, хотя формально они открытые. Заемщик может покрыть долг другим имуществом или внести недостающую сумму, говорит Лапко. «Если цена автомобиля превышает долг, излишек возвращается заемщику», – добавляет он.

Американский опыт

В США, по данным CNW Market Research, более 91% новых автомобилей покупается с привлечением финансирования. В 2007 г., по прогнозу Национальной ассоциации автомобильных дилеров, в стране будет продано 16,5 млн новых и 41 млн подержанных машин. Согласно статистике Федеральной резервной системы, неплатежи по автокредитам за последние восемь лет составляли порядка 2-3%. При покупке в кредит автомобиль служит залогом, и если заемщик перестает платить по ссуде, кредитор возвращает машину себе и перепродает ее, рассказывает Нейтан Томпсон – пресс-секретарь Ассоциации американских коллекторских агентств. Если вырученная за автомобиль сумма не покрывает остаток долга, возместить разницу обязан должник. Взысканием этой разницы по поручению кредиторов часто занимаются коллекторские агентства. Объем невозобновляемых (неревольверных) кредитов сейчас в США составляет порядка $1,5 трлн, но к таким кредитам относятся не только автомобильные, но также ссуды на покупку катеров, лодок и проч.