Заплыв к миллионерам

Ростов станет третьим городом после Москвы и Шлиссельбурга, где будут строить суда класса люкс по частным заказам

ОАО «Моряк»

судостроительный завод. Входит в группу «Астон», выпускает и ремонтирует суда класса «река-море». В 2006 г. выручка – 139 млн руб., чистая прибыль – 11 млн руб.

Первая морская моторная яхта класса люкс «Югория» заложена на верфях ростовского судостроительного завода «Моряк» в конце сентября, сдать судно в эксплуатацию компания намерена через год, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Моряка» Леонид Радченко. Проектные работы выполняет ростовское центральное проектно-конструкторское бюро «Стапель», заказчиком выступила компания «Кадр» (Ростов), а покупателем станет бизнесмен из Сургута, говорит Радченко: «Нам поступило предложение построить яхту, у нас есть опыт в судостроении, поэтому мы согласились».

По словам директора «Кадра» Алексея Маслова, цена заказанной «Моряку» яхты составит $3–4 млн. Корпус яхты стальной, палуба алюминиевая. Согласно проекту длина судна – 34,9 м, ширина – 5,3 м, водоизмещение – 100 т, скорость – 15 узлов, вместимость – 12 человек (в том числе экипаж – четыре человека), осадка – 1,3 м. Внутреннюю отделку красным деревом и золотом выполнят итальянские субподрядчики, в каютах будет кожаная мебель, добавляет Маслов. По заказу покупателя в «Югории» будет сауна, VIP-зал, 10 кают. Яхта может находиться семь суток в автономном плавании, оснащена дизельными двигателями, современным навигационным оборудованием, GPRS. По словам Радченко, еще три бизнесмена из Москвы, Санкт-Петербурга и Новороссийска ведут переговоры с «Моряком» об изготовлении яхт.

В России яхты класса люкс до сих пор выпускали три компании. Timmerman Yachts (создана на базе Московского судостроительного завода) с 2003 г. построила шесть яхт класса «река – море» и получила заказ на 12 суперяхт, пять из которых будут сданы в середине 2008 г., остальные – в 2009 г., рассказал коммерческий директор компании Владимир Щелин. По его словам, 80% яхт пойдут на экспорт. Laky Verf (создана на базе Невского судостроительного завода в Шлиссельбурге) в 2007 г. сдала в эксплуатацию две яхты, еще две водоизмещением по 90 т будут спущены на воду до конца 2007 г., говорит менеджер по маркетингу Laky Verf Ольга Мифаленкова. Судоверфь «Хотча» в 2006 г. построила 35-метровую яхту из стали и алюминия, рассказал директор по маркетингу судоверфи Алексей Зубков.

По словам Зубкова, оценить этот рынок в России невозможно, строительство яхт здесь очень закрытый вид бизнеса. Бизнесмены из России сейчас основной заказчик и покупатель люксовых яхт (длиной более 30 м) на мировом рынке, зарубежные верфи каждый год получают треть всех заказов от российских клиентов, добавляет Зубков. Наибольшим спросом в мире и России, по его словам, пользуются яхты из Италии (Azimut, Ferretti), Германии (Abeking & Rasmussen, Drettman, Kaiser Weft, Lurssen), Голландии (Amels, D.V. Breemen, Fedship, Hakvoort, Heesen).

Рентабельность этого бизнеса в России составляет 10–15%, говорит Щелин. «Сейчас бум на покупку яхт, везде верфи загружены до 2012 г., поэтому, возможно, «Моряк» сможет и дальше получать заказы», – отмечает он. Другой эксперт, попросивший об анонимности, отмечает, что для дальнейшего развития этого направления «Моряку» нужно привлекать западных проектировщиков. Зубков добавляет, что в зависимости от того, где будет ходить яхта, потребуется ее сертификация, но за рубежом российские сертификаты не признаются. Единственная в России яхта, сертифицированная международным обществом «Бюро Веритас», построена судоверфью «Хотча», говорит Зубков.

По словам Радченко, «Моряк» подал заявку в Российский речной регистр судоходства – проект одобрен, строительство яхты будет вестись под наблюдением Доно-Кубанского филиала Российского речного регистра. «Моряк» также намерен сертифицировать яхту и в морском регистре, отметил Радченко.