Подмыл конкурента

Железной дороге, по которой «Сильвинит» возит продукцию, грозит провал грунта. Альтернативы этому пути у компании нет

Сильвинит» предупредил, что в ноябре может прекратить поставки потребителям. Всему виной прошлогодняя авария на руднике «Уралкалия».

Провал грунтовых пород, который образовался на месте, где год назад рудник начал подтапливаться солевым рассолом, в июле был размером 50 на 70 м, с тех пор границы его достигли 306 на 190 м. В ночь на 24 октября, по данным «Сильвинита», размер увеличился еще на 30 м – в сторону 800-метрового резервного участка железнодорожной ветки, связывающей север Прикамья с Транссибом (он построен в начале 2007 г.).

Расстояние от провала до объездного пути теперь всего около 100 м, сообщил «Сильвинит». «По нашим расчетам, средняя скорость приближения провала к объездной ветке – 2,5 м в сутки, – говорит представитель «Сильвинита» Антон Субботин. – Альтернативы железнодорожному транспорту для отгрузки 450 000–480 000 т продукции в месяц у нас нет».

Оперативный штаб Пермской области сообщает, что с восточной стороны провала выявлена трещина, расстояние от которой до резервной ветки – 115 м, от провала – 142 м. РЖД обещает, что построит новую объездную ветку длиной 6 км к февралю 2008 г. А к 2010 г. РЖД вместе с пока не найденными партнерами хочет за 8,9 млрд руб. построить 53-километровый обход Заячья Горка (Соликамск) – станция Яйва, говорит представитель монополии, эта линия будет расположена за пределами шахтных полей и перспективных участков подземной разработки.

Прекращение отгрузки в ноябре – феврале дорого обойдется «Сильвиниту»: его чистая прибыль в 2007 г. может оказаться почти вдвое меньше текущего прогноза в $293 млн, подсчитал директор аналитического управления «Антанта-капитала» Георгий Иванин. «Сильвинит» обеспечивает около 60% поставок хлористого калия на внутренний рынок, без сырья может остаться большинство потребителей, в том числе «Акрон», Кирово-Чепецкий химкомбинат и «Минудобрения» (Россошь). Их представители ситуацию не комментируют.

«Уралкалию» ничто не угрожает: почти все он отгружает со станций в нескольких километрах от аварийного участка, сообщает близкий к компании источник. Не спешат бить тревогу и другие. К примеру, «Ависма» готова возить продукцию до ближайшей железнодорожной станции автотранспортом – себестоимость увеличится незначительно, говорит исполнительный директор «Оборонимпэкса» (управляет «ВСМПО-Ависмой») Михаил Воеводин.

Мировой рынок хлористого калия тут же отреагировал на новость о провале. На «Сильвинит» приходится около 8,5% мирового производства, возможное прекращение поставок станет серьезным драйвером роста цен на калийные удобрения, отмечает Иванин. В пятницу взлетели котировки акций большинства производителей (см. таблицу), а крупнейший из них – канадская Potash Corp. приостановила переговоры по новым контрактам с потребителями. Такое же решение принял экспортер продукции «Беларуськалия» и «Уралкалия» – Белорусская калийная компания (БКК). Предупреждая о возможном сокращении предложения, производители пытаются воспользоваться ситуацией, чтобы поднять цены для потребителей на следующий год. БКК, к примеру, как раз сейчас начинает переговоры с крупнейшими импортерами в Китае, напоминает эксперт.