Это прошлое пусть остается

Московский дом фотографии открыл выставку и издал документальную книгу о России, которой мы наследуем

В галерее «Победа» на Винзаводе Московский дом фотографии открыл выставку и презентовал книгу. Выставка небольшая – три десятка дореволюционных русских фотографий: августейшее семейство, московский дворник с царской осанкой, Сухаревская башня, Лев Толстой с дочерью Татьяною, активисты «Дня белой ромашки» (дня борьбы с туберкулезом), семьи Петерсонов, Сидоровых и Бобровых на даче под Санкт-Петербургом. Таких фотографий на выставках за последние годы было море – не выплыть.

Книга «Россия. ХХ век в фотографиях: 1900–1917» – плод многолетнего труда, направленного на выбор из миллионов хранящихся в архивах снимков тех, из которых сложится фотохроника русской дореволюционной жизни. Не обслуживающая ни советские, ни постсоветские мифы. В книге вообще нет идеологии, что не помешало, а, наверное, помогло ей состояться.

Из архивов и собрания Московского дома фотографии авторами-составителями Феликсом Якубсоном и Ириной Тархановой были отобраны те снимки, которым суждено остаться в истории. Если учесть будущую популярность книги, часть тиража которой будет направлена в библиотеки страны (с помощью спонсоров издания – Сбербанка и «Российских железных дорог»).

Огромный том смотрится на одном дыхании, фотографии людей и событий складываются в повествование, которое не дает ответа на мучительный вопрос – почему эту страну, этих людей настигла катастрофа революции? Тут есть верхи – царская семья, аристократы, члены правительства, актеры и художники и есть низы – босяки, крестьяне, рабочие. Есть гражданские инженеры, учителя, священники, авиаторы, офицеры и спортсмены – любители роликовых коньков. Все они живут и хотят жить. Никто никому не желает зла, и единственная устрашающая фотография – неретушированный снимок Владимира Ульянова после освобождения из австрийской тюрьмы. Даже Распутин не выглядит монстром. Даже у моряков ревкома обычные человеческие лица.

Люди эти сняты по одному, семьями, группами (профессиональными, социальными, военными) и толпой, собравшейся по разным случаям: открытия нового моста, бала в Эрмитажном театре, проводов на фронт и Февральской революции. Все снимки выразительны: снятые и в мастерской главного фотолетописца царской России Карла Буллы, и неизвестными и известными фотографами. Фотоаппарат в то время был доступен многим, но еще не стал, как сейчас, бездумной игрушкой, поэтому каждый снимок делался для истории. В ней и остался.

Книга, не отвечающая на проклятые вопросы «Кто виноват?» и «Что надо было делать?», дает ответ на другой – откуда мы. Из этой самой России, которая вдруг рухнула, а теперь собирается снова, для того чтобы люди в ней просто жили.