Вдали: Лас-Вегас: двойная игра


В прошлом году столицу игорного бизнеса Лас-Вегас посетило около 40 млн туристов, которые пополнили городской бюджет в общей сложности на $39,4 млрд. Пять лет назад Лас-Вегас посещало 35 млн туристов, которые тратили $31,4 млрд. Вот уже более 10 лет средний процент загрузки отелей в городе – 93%, а по пятницам очереди на такси в международном аэропорту «Маккарран» составляют 500 и более человек. Что заставляет туристов снова и снова приезжать в Лас-Вегас?

Золотая пустыня

Лас-Вегас возник по недоразумению: в 1829 г. направлявшийся в Лос-Анджелес торговый караван сбился с пути. Мексиканец Рафаэль Ривера нашел среди песков спасительный оазис. В 1855 г. поселение Лас-Вегас образовали мормоны из Солт-Лейк-Сити. Останки построенного тогда форта сохранились и по сей день; в настоящее время они входят в состав Национального регистра исторических достопримечательностей. В мае 1905 г. был основан собственно город Лас-Вегас (в переводе с испанского «пойменные луга»).

Довольно долгое время город был известен как основная точка дозаправки и стоянки железнодорожных составов. Однако штат Невада недаром издавна считался свободным – здесь разрешались скоропалительные свадьбы и жестокие бои с заключением пари на исход с денежными ставками. Определенной вехой в развитии игорной индустрии стал 1915 год, когда в городе был расширен ассортимент карточных игр и установлены первые игральные автоматы. Выигрыш на них выплачивался в вещевом эквиваленте, а также сигарами и спиртными напитками. 19 мая 1931 г. на территории штата Невада были официально разрешены азартные игры.

Примечательно, что инициатором новых методов пополнения регионального бюджета стал невадец Тобин, сам никогда не игравший в казино. Он считал, что на деньги от игорного бизнеса можно построить много новых школ. (Что очень характерно, сегодня именно учителя в Неваде одними из первых ратуют за увеличение налогов на доходы от игорного бизнеса.) Уже в 1940 г. насчитывалось почти 9000 играющих, а в 1960 г. их число возросло до 64 000.

Знаковые новостройки

С середины 1970-х гг. городской ландшафт стал претерпевать значительные изменения: примитивные отели в стиле бунгало стали сменяться современными высотными зданиями. Этот процесс продолжается и по сей день.

Лас-Вегас возник практически на пустом месте. Кстати, новые сооружения в Лас-Вегасе тоже возводят на пустом месте. Даже если ради этого приходится взрывать вполне нормальное, но просто морально устаревшее здание. В Лас-Вегасе отсутствует понятие «долгострой». Кажется, что и со своим имиджем город тоже играет, меняя его с такой же скоростью, как картинки в калейдоскопе. «Была бы моя воля, я бы изначально закладывал в фундамент новой конструкции взрывчатку, – шутливо замечает руководитель департамента развития графства Кларк Рональд Линн. – Жаль только пожарная инспекция такое не пропустит».

Именно так, на обломках морально устаревшего Dunes Hotel, и был построен знаменитый отель-казино Bellagio. Dunes Hotel проработал 38 лет, с 1955 по 1993 г. Прославился тем, что здесь в 1956 г. было организовано первое топлес-шоу Minsky’s Follies. В 1993 г. Dunes Hotel был взорван, а на его месте началось строительство гигантского комплекса, отеля-казино Bellagio. Комплекс был построен в стиле тосканской деревни. Его украшением стали искусственное озеро площадью 3,4 га, раскинувшееся перед внешним фасадом здания, более 1000 «поющих фонтанов», струи которых вздымаются на высоту до 73 м, великолепный ботанический сад и эксклюзивные потолки, выполненные мастером-стеклодувом Дейлом Чихули. В 2004 г. в отеле открылось 900 дополнительных номеров, новые бутики и рестораны, а также выставочные павильоны общей площадью свыше 5500 кв. м. Помимо всего прочего Bellagio стал весьма популярным отелем для делового туризма: здесь проводятся крупные международные конференции и церемонии награждения, функционирует оснащенный по последнему слову техники бизнес-центр.

Bellagio – не только казино-отель, но и гигантский культурный центр. Именно здесь снимался римейк фильма «11 друзей Оушена» (Ocean’s Eleven). «Почему мы выбрали Bellagio? – задается вопросом продюсер фильма Джерри Вайнтрауб. – Да потому, что это лучший отель в Лас-Вегасе. Это самый роскошный и самый значимый отель в городе. Кроме того, мы снимали фильм, когда его владельцем был Стив Уинн, мой добрый друг. До этого я уже снимал фильм в принадлежащем ему отеле The Mirage, поэтому он примерно представлял себе, как мы будем работать, и доверил мне репутацию своего отеля. Даже при условии, что мы [по сценарию] «ограбим» его. Случилось так, что еще до начала съемок Уинн перепродал отель Кирку Керкоряну, с которым я также давно дружил. Так что наши планы не пострадали».

Козырные короли

Однако главной опорой для Лас-Вегаса всегда был игорный бизнес. Вероятно, не все это понимают, поскольку в последние несколько месяцев жители города испытывали противоречивые настроения. С требованиями увеличить налог на игорный бизнес (сегодня он составляет в Лас-Вегасе 6,75%) обратились к властям сразу две инициативные группы. Одну из них возглавляет президент Ассоциации образования штата Невада (АОШН) Линн Варн, другую – адвокат Кермит Уотерс. Учителя ратуют за увеличение налога на игорный бизнес в штате Невада до 9,75%. Адвокат настроен менее реалистично: он считает, что налог на участников игорного бизнеса должен быть повышен до 20,2%. Он говорит, что эту отметку поддержали участники голосования, проведенного компанией Zogby International по его и районного судьи Дона Хайресса инициативе. В телефонном опросе приняло участие 507 человек. Вопрос ставился так: «Поддерживаете ли вы предложенный Уотерсом налог на доходы с игорного бизнеса в размере 20,2% или склоняетесь к одобрению предложенного АОШН 9,75%-ного налога?» Инициативу Уотерса поддержала половина участников опроса, а 43% высказалось за предложенный учителями «щадящий» вариант.

Впрочем, главный редактор региональной газеты Review Journal Эд Фогель отмечает, что результаты проведенного газетой в октябре этого года опроса значительно отличаются от исследования Zogby International. Опрошенные поддержали учительскую инициативу в соотношении 3 к 1. Только 39% опрошенных восприняли предложение Уотерса, тогда как половина опрошенных высказалась резко против него.

Уотерс считает, что его инициатива будет приносить ежегодно дополнительный доход казне в размере $2 млрд. Между тем, по сообщению Совета по контролю за игорным бизнесом, в 2006 г. общие доходы от предприятий индустрии составили $2,1 млрд. Уотерс этим цифрам не доверяет. «В других штатах они [участники игорного бизнеса] платят налоги в размере 30–50% и изымают деньги отсюда, чтобы строить казино там, – считает он. – Это бессмысленно, пусть и здесь они платят нормальный средний налог».

Президент и председатель совета директоров MGM Mirage Терри Ланни дождался ежегодного ланча с участием представителей структур по развитию штата Невада (Nevada Development Authority’s Annual Luncheon), чтобы выступить с речью перед 800 собравшимися. Хотя выступать пришлось в одном из принадлежащих MGM казино – Bellagio, речь получилась далеко не тронной. По мнению Ланни, причиной хаоса экономики штата Невада является неправильная структура налогов, в основе которой лежат налог с игорного бизнеса и налог с продаж.

Впрочем, у авторов петиций свои ожидания. В АОШН считают, что дополнительные доходы в бюджет в размере $250 млн в год смогут дать средства на содержание общественных школ и повышение зарплаты учителям. Гуманные педагоги предлагают применить повышенный налог только к тем казино, доход которых превышает $1 млн в месяц.

Ланни ратует за введение масштабного налога на бизнес в целом, подразумевающее вовлечение в него самых разных сфер предпринимательства. «Уже давно пришло время установить налог на бизнес, который должна выплачивать каждая крупная компания, получающая прибыль от деятельности в штате Невада», – пояснил Ланни. Инвестируя в развитие центральной части Лас-Вегаса $33 млн, Ланни считает, что может давать подобные советы. В зале было много озабоченных этим вопросом – речь пять раз прерывалась аплодисментами. Однако президент управления (Authority) девелопмента Лас-Вегаса Саммер Холлингсворт заявил, что считает подобное предложение лишь одним из возможных решений для урегулирования бюджетных проблем штата.

Налоговая проблема в США варьируется от штата к штату. Ланни высказал опасение, что Невада может превратиться в Иллинойс, где на сегодня применятся одна из самых высоких в Штатах ставок налога с продаж (8%). Топ-менеджер среднего звена из Чикаго, просившая не упоминать ее имя в печати, отмечает: «Я очень рада тому, что мы с семьей живем в пригороде. Мы хотя бы меньше сталкиваемся с теми драконовскими налогами, которые действуют в городе».

Очевидно, что MGM Mirage, финансирующая строительство нового городского центра – CityCenter общей стоимостью $7,8 млрд и владеющая полутора десятками крупнейших казино-отелей в Лас-Вегасе, от таких налоговых инициатив может значительно пострадать. Однако прецедент перекройки бюджета за счет доходов от игорного бизнеса уже имеется. В 2003 г. налог на игорный бизнес был увеличен на 0,5%. «Каждый раз, когда возникают новые потребности, участники игорного бизнеса идут за стол переговоров, – отметил Ланни. – Однако мы надеемся, что и представители других видов бизнеса проявят должное понимание в этом вопросе. К сожалению, каждый раз наши ожидания обманываются. На протяжении 75 лет игорный бизнес вносил свою лепту в развитие города. Мы продолжаем делать это, но считаем, что пришло время внести свой посильный вклад и представителям других видов бизнеса».

Позицию Ланни поддерживают другие участники игорного бизнеса. Вице-президент по связям с общественностью компании Boyd Gaming Роб Стиллвел называет петицию Уотерса «просто плохой идеей».

На дополнительные доходы от игорного бизнеса Уотерс хочет выплатить налоги на жилье гражданам Невады, у которых есть только один дом.

Бюджет и планы

Бюджет в Лас-Вегасе составлять умеют. Этой осенью город вот уже четвертый раз подряд был удостоен престижной награды Ассоциации финансовых работников при правительстве США за лучшую презентацию бюджета на 2007–2008 налоговый год. (В состав ассоциации входят 16 000 финансовых работников из всех штатов США.)

Для получения такой награды городской бюджет должен удовлетворять принятым в стране принципам (директивам) эффективной бюджетной презентации. Директивы, в свою очередь, разработаны с тем, чтобы выявить, насколько бюджет того или иного населенного пункта является: политическим документом, финансовым планом, руководством к действию и средством коммуникации. Бюджет города Лас-Вегаса был признан «профессиональным» по всем пунктам.

Из документов, предоставленных «Ведомостям» департаментом перспективного планирования графства Кларк, видно, что Лас-Вегас не собирается останавливаться на достигнутом – число казино-курортов с каждым годом будет расти. Город ориентирован на реализацию масштабных, высокобюджетных проектов.

Бесспорно, главным проектом в ближайшие годы станет новый городской центр – CityCenter, который строится между отелями-казино Bellagio и Monte Carlo. Девелопер проекта – MGM Mirage, комплекс планируется сдать в эксплуатацию к концу 2009 г. Для работы над престижным проектом объединили усилия ведущие архитекторы мира – бюро Foster and Partners, Даниэль Либескинд, Рафаэль Виньоли и др. В рамках CityCenter, общая площадь которого составит более 1,5 млн кв. м, будет построено шесть высотных зданий (высотой до 183 м), свыше 557 000 кв. м торговых, выставочных и игорных площадей, более 7850 гостиничных номеров и курортных резиденций.

Среди других крупных отельно-курортных комплексов, строительство которых находится на разных стадиях согласования с городской администрацией, – Tropicana Mega Resort (10 224 номера), Shoma-38 Resort Hotel (6300), Echelon Resort Hotel (5280), Fountainebleau Resort Hotel (3900), Quail Village Resort Hotel (3820), RJP LVI Resort Hotel (3698).

В рамках программы перспективного развития планируется и изменить уже существующие культовые отели-курорты – The Venitian и Planet Hollywood. Так, The Venitian будет дополнен комплексом Palazzo, в состав которого войдут North Tower (196 м) и Palazzo Condo Tower (193 м). За счет этого The Venitian в итоге получит 7509 гостиничных номеров и резиденций и 186 000 кв. м торговых, ресторанных и игорных пространств.

Комплекс Planet Hollywood в результате реконструкции будет дополнен 52-этажной башней (высота – 163 м), что позволит увеличить общую емкость отеля-курорта на 5370 гостиничных номеров и резиденций и добавит 93 000 кв. м торговых, ресторанных и игорных пространств.

Другие игры

Расхожее для американцев выражение «Что происходит в Лас-Вегасе, должно оставаться в Лас-Вегасе» постепенно теряет свою актуальность. По мере того как Лас-Вегас – самое популярное игорное место в мире – становится все более загруженным, владельцы казино и отелей подумывают об альтернативах. Они уверены, что смогут открыть новые, не менее доходные предприятия игорного бизнеса за пределами Лас-Вегаса. Примеров немало. Этой осенью компания MGM Mirage открыла в Детройте казино-отель (по данным The Wall Street Journal, инвестиции в проект составили $800 млн), стоимость проживания в пентхаусе-сьюте которого составляет $3000 в день. Не отстает и другой крупный девелопер казино-отелей – компания Harrahs, которая в августе этого года начала строительство казино-отеля стоимостью $700 млн в Билокси (штат Миссисипи) и работает над реконструкцией одного из казино в Тунике (там же).

Тем не менее клоны Лас-Вегаса неизменно будут в чем-то уступать великому предку. Так, в Детройте, городе болельщиков, будут запрещены ставки на спортивные состязания. А в Barona Valley Ranch Resort & Casino – казино-курорте, расположенном в индейской резервации к востоку от Сан-Диего, – в самом казино не подают алкоголь.

Чем объяснить бум в Лас-Вегасе? Долгие годы все посетители города четко разделялись на две группы – тонкую прослойку «больших игроков», уважающих спецобслуживание, и гигантскую массу «всех прочих», осаждающих игральные автоматы, распихивающих друг друга локтями за стаканчик бесплатного мартини и алчущих скидок на номера в отелях. В последнее десятилетие концепция казино-отелей активно менялась. Если в 1950-е гг. главным развлечением постояльцев отелей Лас-Вегаса было зрелище ядерных грибов с Невадского испытательного полигона, то в наши дни владельцы казино-отелей открывают в них все новые рестораны, бутики и моллы, SPA-салоны. И теперь путешественники могут прилететь в Лас-Вегас, просто чтобы сделать наращивание волос за $2500 у знаменитого стилиста казино Palms Casino Resort Михаэля Бойчука или продегустировать меню из 16 блюд за $360 у французского шеф-повара Жоэля Робушона в ресторане отеля MGM Grand.

«В отличие от Лас-Вегаса многие региональные казино делают прибыль исключительно в игровой зоне, – отмечает аналитик компании CIBC World Markets Дэвид Катц. – Дополнительные же возможности курортов, вписанные в последних строках, просто заставляют людей приезжать издалека и на более длительный срок».

Так, другой город штата Невада – Рено пытается привлечь посетителей, позиционируясь как направление для экстремальных видов спорта, как-то: катание на санях в упряжке или сноубординг. Кампания началась пять лет назад, когда в окрестностях Сакраменто (Калифорния), ровно на полпути от основного целевого района – прибрежной зоны Сан-Франциско, – открылось огромное казино. Тогда в Рено пришлось закрыть сразу три казино, что, естественно, снизило прибыли от игорного бизнеса. Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону – туристы тратят больше и проводят в Рено все больше времени, хотя только около 12% туристов приезжают в Рено поиграть. Казино-отели поднимают стоимость номеров и постепенно прекращают практику сдачи свободных номеров заядлым игрокам. По словам спикера Authority Мэри Паоли, в 2006 г. стоимость номеров в отелях увеличилась в среднем на 11% (до $76 в сутки), а 11 казино-отелей приняли решение о расширении.

К диковинкам, доступным посетителям Рено, относится кухня шеф-повара двух ресторанов Grand Sierra Resort Чарли Палмера, бесплатный вертолетный чартер из отеля Eldorado Hotel Casino на горные склоны или ночной клуб Nightclub 210 North, где минимальная стоимость бутылки спиртного составляет $250. Однако Рено страдает от отсутствия модных бутиков, любителям марки Chanel придется все-таки прокатиться до Лас-Вегаса.

Бурно развиваются казино и в пострадавшем от урагана «Катрина» штате Миссисипи. Парадоксально, но стихийное бедствие стало толчком к легализации казино и вызвало целую волну инвестиций в Билокси. Так, в казино-отеле The Grand Biloxi Casino Hotel & SPA номера оснастили плазменными телевизорами, а изношенные тренажеры заменили на новейшее спортивное оборудование от Nautilus. Другое казино – The Beau Rivage Resort & Casino прошлой осенью открыло поле для игры в гольф, дизайнером которого выступил Том Фазио. Город Туника стал популярен, так как не пострадал от урагана «Катрина». Суммарная выручка его девяти казино-отелей составила в прошлом году $1,25 млрд, и он стал шестым по величине рынком игорного бизнеса в США.