Гадские шуточки

В пересказе произведения Джейка и Диноса Чепменов – это ужас, ужас, ужас: порнография, садизм и богохульство. Но смотреть на них – смех и удовольствие
РИА НОВОСТИ

Цитата. Братья Чепмены,

художники. «Работая, мы не думаем, что вещь будет хороша для вашего камина, но не возражаем, если она там встанет»

Братьев Чепмен московская публика знает давно, но в пересказе связанных с ними многочисленных публичных скандалов. И вот галерея «Триумф» открыла первую в нашей стране выставку этих безобразников. И это первая относительно открытая (посещение по предварительной договоренности до 27 декабря) выставка галереи, до этого работавшей только с тщательно избранной публикой.

Чепмены – чемпионы скандалов даже среди молодых британских художников, десять лет назад выведенных под проклятия возмущенной общественности на мировую арт-сцену галеристом Чарльзом Саатчи. Теперь братья, как и другие участники его выставки «Сенсация», – звезды современного искусства и очень дорого продаваемые художники.

Выставка называется «Твой разум – это пожирающий тебя кошмар. Теперь жри ты...» – и это название очень подходит к тому, что в «Триумфе» показывают. Кошмары Чепменов пожираются с легкостью – не поперхнешься. Выставка, как подтвердили «Ведомостям» сами художники, вполне дает представление о содержании, характере и качестве того, что они делают. Содержание – скабрезно-макабрическое, характер – британский (одержимый черным юмором), качество – отменное.

Все, что показали на выставке Чепмены, сделано очень хорошо. На старых, найденных на блошиных рынках портретах следы тления нанесены художниками так тонко и деликатно, что не сразу их и распознаешь, мальчонка с фаллосом вместо носа – это хорошо отлитая бронзовая скульптура, многочисленные игрушечные фашистские солдатики из серии «Ад», мучающие друг друга изощренными пытками, воспроизводят классицистические монументальные многофигурные композиции, а картинки-страшилки из «Моей большой детской книжки» нарисованы так же подробно и тщательно, как добротные и сентиментальные иллюстрации к английским викторианским романам.

Так что с виду работы Чепменов не ужасные, а вполне традиционные. Братья зрителей сразу не пугают и не шокируют, и, только присмотревшись к их манекенам-мутантам, солдатикам-садистам и портретам-трупакам, понимаешь, насколько дерзкую игру они затеяли, какую шутку непристойного черного юмора сотворили. И когда понимаешь, с облегчением смеешься.

Принято считать, что Чепмены, как и другие современные художники-провокаторы, своими страшилками канализируют, изживают страхи современного человека перед насилием, смертью, войной, тленом, опытами генной инженерии и последствиями ядерного взрыва. Но кажется, что больше всего они изживают страхи и трепет не перед реальностью, а перед самим большим искусством. Недаром братья однажды художественно попачкали купленный за большие деньги офорт Гойи из серии «Бедствия войны», а критики в связи с ними упоминают Иеронима Босха и Сальвадора Дали.

Джейк и Динос Чепмены выросли в семье учителя рисования и получили классическое художественное образование. И легко предположить, что великое искусство, со всеми его нешуточными ужасами, мрачными фантазиями и откровенным эротизмом, нанесло когда-то серьезную травму впечатлительным мальчикам. Действительно, если задуматься, во что превратились люди, запечатленные на портретах позапрошлых веков, то можно вздрогнуть от ужаса. Вот Чепмены и дописывают эти портреты так, чтобы вы ужаснулись и больше не пугались.

Конечно, это только догадка, проверить которую хотелось в разговоре с художниками, но не вышло. Как только они узнали, что «Ведомости» – это газета о бизнесе, то тут же потребовали объяснений, что же такое ипотека. Предложенные ими варианты ответа превратили интервью в чистый цирк. Ничего хоть сколько-нибудь серьезного они не сказали и на пресс-конференции, где излучали исключительное, сияющее физическое и психическое здоровье.

Видимо, они действительно передали все нехорошее и страшное, что хранилось в их подсознании, своим произведениям. Но в отличие от многих художников, любящих постращать, им удалось психологически помочь и зрителям. По крайней мере тем, кто травмирован искусством и буйством собственного воображения. И наверное, те, кого искусство Чепменов шокирует и возмущает, в голове тараканов не имеют и мутантов не боятся.