За вампиров заплатят

Красноярский «Элит клуб Олег» опрометчиво пригласил своих гостей на «Бал у сатаны». Теперь заведению грозит штраф до 500 000 руб. за рекламу, оскорбляющую чувства верующих

Тонкая материя. Сергей Пузыревский

начальник управления контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе ФАС. «Разбирая дело, связанное с «мобильными вампирами» [в рекламной кампании «Вымпелкома»], мы пришли к выводу, что большинство воспринимает эту рекламу как информацию об услугах ночной телефонной связи, а не оккультный призыв»

«ИМПЕРИАЛЪ»

Группа компаний. Владелец – Олег Шабан. Занимается экспортом металлов, розничной торговлей косметикой, строительством, связью, торговлей, общепитом. Оборот группы не раскрывается.

Красноярское УФАС решило, что реклама вечеринки одного из самых дорогих и респектабельных красноярских клубов содержит оскорбительные образы, а значит, нарушает закон «О рекламе», сообщил заместитель руководителя управления Олег Харченко. По словам Харченко, комиссия УФАС возбудила дело об административном правонарушении в отношении «Элит клуб Олег». Штраф может составить от 40 000 до 500 000 руб.

В октябре красноярцы могли увидеть наружную рекламу «Бала у сатаны»: полуобнаженные мужчина и четыре девушки, загримированные под вампиров – с клыками и красными глазами. Картинка возмутила представителя местного казачества Юрия Цыбина. В своем заявлении в антимонопольное ведомство (копия имеется в редакции) Цыбин написал, что реклама «сознательно шокировала жителей Красноярска <...> негативными растлевающими образами», ведет к «безрассудным добрачным отношениям». Казак не преминул заметить, что все это «в корне противоречит призыву губернатора Красноярского края Александра Хлопонина к выполнению демографической программы».

Вице-президент корпорации «Империалъ», в которую входит «Элит клуб Олег», Наталья Дементьева отказалась комментировать ситуацию, пока не получит постановление УФАС.

При рассмотрении дела представитель «Элит клуб Олег» объяснил, что реклама не содержит оскорбительных образов, «поскольку люди, изображенные на плакате, символизируют не вампиров, а летучих мышей», цитирует протокол заседания Харченко. В клубе настаивают, что словосочетание «Бал у сатаны» – лишь цитата из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», «поэтому рекламные образы можно назвать художественно-театрализованными». По словам Харченко, доказывая благопристойность заведения, его представитель заявил, что одну из вечеринок «Элит клуб Олег» посещал даже архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний.

В пресс-службе Красноярской и Енисейской епархии не смогли уверенно сказать, посещал ли Антоний «Элит клуб Олег». «Возможно, это была социальная акция и Антоний там присутствовал», – предположил сотрудник пресс-службы.

По свидетельству Харченко, семь из девяти участников проведенного экспертного совета посчитали, что реклама «слишком эпатажна и образы в сочетании с текстом «Бал у сатаны» оскорбляют чувства верующих». Чтобы считать ее «отсылом к литературе», вечеринка могла бы называться «Бал у Воланда», сообщил Харченко мнение экспертов.

Исполнительный директор консалтинговой компании «Ресткон» Андрей Петраков напомнил, что демонические образы в рекламе широко используются уже не один десяток лет (например, в хеллоуин). «Меня, например, реклама «Элит клуб Олег» не возмущает и не шокирует, – говорит директор красноярского клуба «Гагарин» Александр Логвинов. – Уверен, что даже минимально возможный в этой ситуации штраф в 40 000 руб. – слишком много. Но, используя темы на грани, нужно быть готовым к тому, что кому-то это не понравится». Арт-директор новосибирского клуба «Рок-сити» Константин Кошкин рассказал, что в рекламе своих мероприятий заведение старается избегать не только двояких образов, но и фраз, поскольку «дорожит репутацией». «Для нас важно, чтобы родители не думали, что отпускают детей в какой-то вертеп», – беспокоится Кошкин.

«Подстраховаться от «оскорбительных образов» рекламораспространителям непросто», заметил генеральный директор агентства коммуникаций FCB MA Владимир Коровкин.

Начальник управления контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе ФАС Сергей Пузыревский признался, что ФАС нечасто возбуждает дела о рекламных образах, оскорбляющих религиозные чувства. А из дел, которые завершились привлечением рекламораспространителя к ответственности, Пузыревский вспомнил одно: оскорбительными образами признали изображение девушек в купальниках на фоне православного храма в рекламе одной из подмосковных баз отдыха.