Наша инфляция

Рост цен в уходящем году почувствовали не только беднейшие домохозяйства. Инфляция не обошла стороной рестораны и туризм
Д.Гришкин

Для двух третей населения России инфляция в 2007 г. оказалась выше среднероссийских 12%, подсчитало Минэкономразвития. Это касается домохозяйств, высокая доля расходов которых – траты на продовольствие. Оно в этом году дорожало почти вдвое быстрее, чем в 2006 г. (на 13,7% за январь – ноябрь против 7,5% год назад). Стремительный рост цен на продукты (см. таблицу) «обеспечил», по оценке министерства, 51% общего прироста потребительских цен.

Подорожали авиабилеты: осенний скачок цен на авиатопливо увеличил топливный сбор (входит в цену билета) в среднем на 12%, говорит представитель KrasAir Ольга Трапезникова. Экономкласс подорожал на 20–25%, а перелет в ряд городов Европы бизнес-классом – на 30–40%, говорит замгендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. Но повышение цен было не повсеместным – из-за конкуренции с low-cost билеты на некоторые европейские рейсы даже подешевели.

В октябрьском скачке инфляции (тогда рост цен ускорился вдвое – с 0,8% в сентябре до 1,6%) ровно наполовину оказались повинны всего несколько базовых товаров: молоко, сливочное и растительное масло, сыр, яйца и хлеб. Соглашение ритейлеров и производителей о замораживании цен на эти продукты (кроме сыра) несколько успокоило ситуацию, считает министерство. За два месяца действия соглашения, с 16 октября по 17 декабря, рост цен на подсолнечное масло по сравнению с октябрем замедлился вчетверо (до 6,6%), на молоко – почти вдвое (до 6,3%), хлеб и вовсе перестал дорожать.

Но быстро дорожали не только социально значимые продукты, подсчитала GfK Russia по просьбе «Ведомостей» (компания исследует потребительское поведение по дневникам наблюдений 7000 домохозяйств). В среднем в январе – октябре 2007 г. растворимый кофе стоил на 6,2% дороже, чем в те же месяцы прошлого года, йогурты и десерты – на 6,8%, чай – на 10,9%. Максимальный рост цен на эти товары тоже был в сентябре – октябре. Натуральный кофе за эти два месяца подорожал по сравнению с июлем – августом на 8,4%, кисломолочные продукты – на 14,8%.

Еда стала дороже не только в магазинах. Средний чек в московском общепите вырос в этом году на 21% – с 700 руб. до 850 руб., подсчитал Владислав Кочетков из «Финама». В совсем недорогих заведениях средний счет вырос на треть – до $20, говорит Кочетков. Средний чек в ресторанах casual вырос вдвое до $60–80, отмечает издатель ресторанного справочника «Черновик» Сергей Чернов. В итоге ряд таких заведений по уровню цен приблизился к категории люкс, говорит он.

Рестораны высшего класса ценовое ралли затронуло в наименьшей степени. Их маржа доходит до 500% и в среднем в 3–5 раз выше, чем у кофеен и пиццерий, так что 10–15%-ный рост цен на продукты они могут себе позволить «не замечать», поясняет Андрей Петраков из «Ресткона». Средний чек в большинстве таких ресторанов не изменился, говорит Петраков. А Кочетков отмечает, что подорожание ресторанных услуг класса люкс не превысило уровня общей инфляции. При этом цены в этих заведениях, обозначаемые в у. е., приравниваются теперь не к долларам, а к евро, заметил Чернов. А ряд ресторанов зафиксировал прайсы в рублях.

Вслед за авиаперевозчиками повысили цены турфирмы. Перевозка подорожала в среднем на $100, а турпутевки – на 20–25%, говорит директор по продажам «Натали турс» Михаил Лапшин. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), в 2006 г. турпутевки подорожали на 10–15%. Подорожало проживание в гостиницах – сказался дефицит из-за роста спроса. Только из России поток туристов за январь – сентябрь вырос на 4 млн человек, подсчитал РСТ. Отели Турции подняли цены на 10–20%, Сицилии – до 50%, рассказал Лапшин.

С осени до 20% подорожали и путевки в Юго-Восточную Азию – это направление наиболее популярно осенью-зимой, говорит президент «Ланта тур вояж» Людмила Пучкова. Причины те же.

Зато поклонников фитнеса рост цен почти не коснулся. В сети World Class клубные карты подорожали в среднем на 6%, говорит руководитель отдела продаж Ольга Леденева. Дело не в росте издержек, а в регулировании спроса, утверждает она: «В самых популярных клубах пришлось дважды повысить цены, чтобы приток клиентов не повлиял на уровень сервиса». А в клубе «Мультиспорт» цена клубной карты неизменна уже третий год, говорит руководитель отдела Галина Копылова.