ЦИК поставит галочку

Реклама президентских выборов будет стоить на 20 млн дороже, чем «информирование избирателя» о выборах в парламент

На этой неделе Центризбирком разошлет в регионы образцы наружной рекламы, которая должна привлечь избирателей на выборы президента. Главным логотипом информационной кампании ЦИК, рассказал председатель комиссии Владимир Чуров, станет стилизованная «плавная галочка». Она выполнена в цветах национального триколора и напоминает ему «профиль крыла самолета, устремленного в будущее». Член ЦИК Евгений Колюшин считает, что это больше похоже на эмблему фирмы «Найк».

К выборам президента компания «ИМА-консалтинг», выигравшая конкурс на изготовление образцов наружки для двух федеральных кампаний, подготовила несколько вариантов рекламы – от официального (кремлевская звезда и слоган «Главные выборы страны») до «хулиганских» (сообщение о дате выборов на фоне детского рисунка и детской же рукой выведенного слогана «Президент – самый умный»). «Хулиганские» версии использованы не будут, признался Чуров.

Зато будут, вероятно, использованы серии плакатов «Наша страна – наш президент» (справа – лес и озеро, новостройка или комбайн на пшеничном поле, слева – галочка), «Первый праздник весны» (в одном углу – скворечник, в другом – галочка), «Голосуем всей семьей» (девочка с родителями или бабушкой и дедушкой – и рядом галочка).

Реклама выборов ведется в рамках программы информационно-разъяснительной деятельности на время федеральных избирательных кампаний 2007–2008 гг. Общая стоимость этой программы, по информации ЦИК, – 420 млн руб. (200 млн руб. выделялось на парламентскую кампанию, 220 млн руб. запланировано на президентские выборы), но сюда входят изготовление и размещение информационных материалов в электронных СМИ (время госканалы предоставят бесплатно), просветительская кампания в печати, работа в интернете.

По мнению эксперта ЦИК Александра Иванченко, «новые информационные подходы» к организации выборов обеспечили половину 8%-ного прироста явки, который показали парламентские выборы – 2007 по сравнению с предыдущими. Но другие эксперты в этом сомневаются. 200 млн руб. – это средний бюджет региональной избирательной кампании, говорит гендиректор компании РR-3000 Станислав Раткевич. Ни объем финансового ресурса, ни качество рекламы не способны серьезно повлиять на решение людей прийти на выборы, лишенные серьезной интриги. Такая погоня за механическим повышением явки – чистый бюрократизм, уверен эксперт. А траты неэффективны, добавляет он: прямая реклама выборов дает незначительный результат.

Рост явки достигнут прежде всего за счет административного ресурса, соглашается политолог Александр Кынев. К тому же такая активная позиция ЦИК не очень вписывается в общепринятую мировую практику: за участие в выборах должны агитировать сами участники, а организатор исполняет чисто техническую функцию.