Экономика несвободы

Россия опустилась на три строчки в списке стран со «свободной экономикой», составленном американским фондом Heritage Foundation

Фонд составляет ежегодный список 162 стран на основе 10 показателей, характеризующих, в частности, открытость бизнеса, степень вмешательства государства в экономику, уровень коррупции. Всего семь стран (см. таблицу) оказались «абсолютно свободными», 23 страны – «достаточно свободными», 51 страна – «умеренно свободной», 53 – «достаточно несвободными» и 24 – «несвободными».

Лидирует уже 14-й год подряд Гонконг – 90,3 балла из максимальных 100. За ним следуют Сингапур (87,4) и Ирландия (82,4).

В десятку лидеров вошли Австралия, США, Новая Зеландия, Канада, Чили, Швейцария и Великобритания. Замыкают список Белоруссия, Иран, Туркмения, Мьянма, Ливия, Зимбабве, Куба и КНДР.

Россия – первая среди «достаточно несвободных». В рейтинге за 2008 г. она опустилась с 131-го на 134-е место (за год до этого – улучшила позицию). Среди европейских стран Россия на предпоследнем, 40-м месте. С 1995 г. Россия постепенно теряет позиции в рейтинге, но при этом количество баллов радикально не меняется. Основной фактор, повлиявший на сумму баллов, – налоговая реформа (в том числе снижение подоходного налога до 13% и налога на прибыль до 24%). Наименьшее влияние оказало снижение коррупции.

Снижение коррупции может быть связано с широким использованием конкурсных методов госзакупок, предполагает Александр Морозов из HSBC Bank: тендеры позволяют опустить цену и оставляют меньше возможностей для взяток. Основные негативные факторы – обилие проверяющих органов и сложность обжалования решений чиновников, в том числе налоговиков, говорит Юлия Цепляева из Merrill Lynch.

Но в целом эксперты не согласны с низкой оценкой экономической свободы в России. На результаты влияет негативное освещение России в иностранных СМИ, говорит Цепляева. Начиная с 2004 г. Россию уверено обгоняет Казахстан – его позиции в рейтинге растут, как и сумма балов (с 49,7 в 2004 г. до 60,5 в 2008 г.), отмечает она: причина – меньшая открытость казахстанских бизнесменов, не готовых рассказывать о проблемах. Если исключить отрасли, в которых доминирует государство, экономика функционирует в рыночной среде, соглашается Морозов.