Игра в карты с Пиковой дамой

Гастроли Большого на сцене Парижской оперы продолжились тремя одноактными балетами. Успеху не помешали даже травмы и болезни

Хотя все билеты были проданы заранее, в кассе, как принято в Опере, перед началом спектакля реализовывали билеты на самые неудобные места. Очередь на дневной спектакль Большого длиннющей змеей вилась по фойе. В том же фойе афиша с рисунком Жана Кокто, изображающим молодого Ролана Пети, зазывала на выставку фотографий и костюмов, открывшуюся в честь знаменитого хореографа. На гастроли как раз приехала «Пиковая дама» Пети с Николаем Цискаридзе.

Большой планировал показать этот балет в Париже еще четыре года назад, но тогда Николай получил травму. Теперь Цискаридзе, вложивший в спектакль весь свой недюжинный темперамент, устроил на сцене сексуальную дуэль с Графиней (Илзе Лиепа). И тем порадовал рецензента «Фигаро», описавшего этого Германна как «красавца, импонирующего своей чувственностью и элегантностью».

В тот же вечер Большой показал «Игру в карты» Алексея Ратманского и картину Теней из «Баядерки», предназначенные демонстрировать разные возможности театра. Бессюжетная «Игра» представила перспективную молодежь. Наталья Осипова и Екатерина Крысанова лихо работали с музыкой Стравинского, выводя из его синкоп и стервозность современных деловых женщин, и томность умирающих пернатых. Никто в публике не заметил, что «картежники» играли в усеченном составе: перед самым спектаклем травмировался исполнитель, и Ратманскому пришлось, как он невесело пошутил, срочно придумать «новую редакцию» спектакля.

«Тени», один из лучших образцов классики, обязаны были подтвердить стойкость русских балетных традиций. Перед началом показов французские балетоманы наказывали неофитам не упустить случая увидеть Светлану Захарову и Дениса Матвиенко в «Тенях». Учтя, что «Баядерка» – особо любимый французами классический балет (его в Опере ставил Рудольф Нуреев), Большой пошел на беспрецедентный шаг: вариации в этом фрагменте танцевали не солистки, как обычно, а ведущие балерины театра – Мария Аллаш, Екатерина Шипулина и Мария Александрова. Это сработало. Аплодисменты в зале были долгие, хотя некоторая расхлябанность кордебалета поработала против успеха «Теней». И еще неизвестно, какой из составов больше понравился французам: Надежда Грачева с Андреем Уваровым тоже удачно обыграли мистику «теневого» акта «Баядерки», хотя и не выглядели такими победно-премьерными на сцене, как Захарова и Матвиенко.

После «тройчатки» еще два раза показали «Корсара» с выздоровевшей Марией Александровой. А завтра начинается финальный этап гастролей Большого – серия «Спартаков». В первом спектакле будет участвовать премьер «Ковент-Гардена» Карлос Акоста.

Руководство Парижской оперы уже думает об ответных выступлениях. В 2009 г. балет Парижской оперы приедет в Москву, а затем – в Новосибирск. Названия гастрольных спектаклей обсуждаются.

ПАРИЖ