Карим Масимов: «Мы использовали опыт стран ЮВА», - Карим Масимов, премьер-министр Республики Казахстан

Премьер-министр Казахстана – о том, как устоять во время мирового экономического кризиса

1996

предправления Алма-Атинского торгово-финансового и Народного сберегательного банков

2000

министр транспорта и коммуникаций Казахстана

2001

вице-премьер Казахстана

2003

помощник президента Казахстана

2006

вице-премьер, министр экономики

2007

премьер-министр Казахстана

Место действия

Республика Казахстан. Население 15,56 млн человек, из них более 8,2 млн человек (52,8%) проживает в городах (на 1 декабря 2007 г.). Территория 2,725 млн кв. км. Столицаp Астана (600 200 человек). Плотность населения p 5,5 человек на 1 кв. км. Областей – 14. Объем ВВП в 2007 г. более $100 млрд (рост на 8,7%, предварительные данные). Объем промпроизводства 7,7 трлн тенге (более $65 млрд, предварительные данные). Объем инвестиций в основной капитал 3,2 трлн тенге ($27 млрд). Доходы на душу населения в среднем 26 714 тенге ($225, на ноябрь 2007 г.). Номинальная зарплата в среднем в месяц 53 928 тенге ($455). Инфляция – 8,4% (2006 г.), 18,8% (2007 г.).

В прошлом году экономика Казахстана столкнулась с серьезным вызовом. Инфляция по итогам года выросла до 18,8% с 8,8% в 2006 г., а мировой кризис ликвидности вызвал проблемы у местных банков. Но премьер-министр Карим Масимов уверен, что справится с экономическими проблемами исключительно рыночными методами. Хотя в сырьевом секторе его действия скорее ассоциируются с госкапитализмом: летом правительство Казахстана впервые пошло на полный пересмотр прежних соглашений о разработке нефтяного месторождения Кашаган (одного из крупнейших в мире) с иностранными инвесторами. На прошлой неделе те согласились с увеличением доли в проекте казахстанской госкомпании «Казмунайгаз», а итальянская Eni потеряла статус оператора проекта.

В пятницу Масимов приедет в Москву на встречу с главами правительств стран – участниц Евразэс. В преддверии своего визита он дал интервью «Ведомостям».

– Как бы вы оценили нынешнее состояние отношений с Россией?

– Они настолько плотные и в политической, и в экономической, и в социально-культурной сфере, что возможности сотрудничества высоки. Казахстан по-прежнему заинтересован в привлечении российских инвесторов, в первую очередь крупных российских компаний, желающих стать стратегическими партнерами правительства Казахстана по дальнейшей диверсификации экономики. Самый удачный пример – сотрудничество в энергетической сфере, недавно состоялась очень интересная сделка по разрезу «Богатырь», где госхолдинг «Самрук» и российская компания UC Rusal создали совместное предприятие по использованию одного из самых крупных угольных месторождений на территории Казахстана.

– Каковы сейчас приоритеты экономической политики Казахстана?

– Они определяются поставленной президентом целью – войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Для этого предпринимаются меры по диверсификации экономики, развитию несырьевых отраслей. Из других стран мы использовали опыт стран ЮВА, Малайзии, Сингапура, а также опыт Германии после Второй мировой войны.

– Какие вопросы будут обсуждаться на встрече глав правительств Евразэс 25 января?

– После встречи глав государств Евразэс, которая была в Душанбе осенью прошлого года, достигнута принципиальная договоренность о таможенном союзе между тремя государствами (Россия, Украина, Белоруссия), это – политическое решение. И главный вопрос, который будет обсуждаться на встрече глав правительств, – его реализация. У нас есть большие возможности, чтобы быстро и оперативно создать таможенный союз.

– Будет ли обсуждаться влияние на страны Евразэс экономической ситуации в мире, например в плане инфляции?

– Я думаю, что страны Евразэс и вообще все государства СНГ во второй половине прошлого года оказались перед серьезным инфляционным вызовом. Казахстан, наверное, первым на себе испытал его, поскольку мы достаточно сильно интегрированы в мировое экономическое пространство.

До августа прошлого года наши прогнозы роста ВВП в 2008 г. составляли 9–10%. После августовского кризиса в США мы пересмотрели эти показатели и сделали их более консервативными – 5–7%.

– Возможно ли принятие административных мер по контролю над ценами, например на продовольствие?

– Мы приняли ряд мер, которые помогут нам сглаживать ценовые колебания. По контролю над ценами, по фиксации цены принято решение этого не делать. Мы готовы проводить интервенции через систему МЧС, с этой целью создан стратегический госрезерв продовольствия. Второе направление – в прошлом году мы наработали опыт, когда сам частный бизнес заключает договоры с областными акиматами (органы исполнительной власти. – «Ведомости») о том, что они гарантируют поставки определенных продуктов – пшеницы, муки, сахара, подсолнечного масла и т. д. в том количестве, которое запрашивается, по фиксированным ценам. В этом году мы договорились продолжить эту практику.

– Насколько государство готово поддерживать банковскую систему в условиях нынешнего кризиса?

– По этому поводу было сделано заявление правительства, нацбанка и агентства по финансовому рынку. В нем четко расписано, кто какую берет на себя ответственность, какие мы выдвигаем требования к банкам. Уже принято решение и подготовлена сумма в размере $4 млрд, которая пойдет на помощь строительным компаниям, где присутствуют дольщики, малому и среднему бизнесу, а также рефинансированы некоторые инвестиционные проекты. Помощь будет оказана через банковскую систему - адресно, на возвратной и платной основе. В случае необходимости мы можем ее [финансовую поддержку] удвоить.

– Насколько актуальны для самого Казахстана проекты развития альтернативных России маршрутов экспорта нефти?

– Сколько сможет российская трубопроводная система переварить, столько мы будем экспортировать через Россию. Все остальное мы будем экспортировать другими маршрутами: Баку – Тбилиси – Джейхан, в направлении Китая и т. д.

– Как вы оцениваете соглашения, заключенные по Кашагану?

– Я хотел бы сказать, что Казахстан является сторонником стабильности контрактов. Но исполняться они должны двумя сторонами – как государством, так и инвестором. Если инвестор нарушает контрактные обязательства, то правительство Казахстана имеет право начать переговоры. Что мы и сделали в случае с Кашаганским проектом. Переговоры шли непростые, но достигнуто очень важное соглашение, которое отражает интересы народа Казахстана. При этом был найден консенсус с иностранными инвесторами. Планируется создать операционную компанию, куда войдут все участники проекта. Она будет координировать весь проект. Доли участников в операционной компании будут пропорциональны вкладу в проект в целом.

– Каким образом удалось достигнуть такого результата так быстро? Освещение спора вокруг Кашагана в мировых СМИ не было столь негативным, как в случае с «Сахалином-2».

– Я не хотел бы сравнивать нашу ситуацию с другими странами, везде своя специфика. Мы свою точку зрения с первого дня высказывали открыто и публично: «У нас такая ситуация, есть такие претензии». И придерживались этой линии до конца. Я хотел бы воспользоваться возможностью и выразить благодарность всем участникам консорциума за конструктивные переговоры.

Полная версия интервью

Только на сайте vedomosti.ru

- Как бы Вы оценили нынешнее состояние отношений с Россией? Они настолько плотные, и в политической, и в экономической, и в социально-культурной сфере, что возможности сотрудничества высоки. Казахстан по-прежнему заинтересован в привлечении российских инвесторов, в первую очередь, крупных российских компаний, желающих стать стратегическими партнерами правительства Казахстана по дальнейшей диверсификации экономики. В Казахстане созданы эффективные инструменты работы с иностранными инвесторами, учета и защиты их интересов, подлинного государственно-частного партнерства. Принципиальная позиция- равенство условий хозяйствования. Самый удачный пример - сотрудничество в энергетической сфере, недавно состоялась очень интересная сделка по разрезу "Богатырь", где госхолдинг "Самрук" совместно с российской компанией UC Rusal создали совместное предприятие по использованию одного из самых крупных угольных месторождений на территории Казахстана. - Каковы сейчас приоритеты экономической политики Казахстана? Они определяются поставленной Президентом целью - войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Для этого предпринимаются меры по диверсификации экономики, развитию не-сырьевых отраслей. Из других стран мы использовали опыт стран ЮВА, Малайзии, Сингапура, а также опыт Германии после 2 мировой войны. -Какие вопросы будут обсуждаться на встрече глав правительств ЕврАзЭс 25 января? После встречи глав государств ЕврАзЭс, которая была в Душанбе осенью прошлого года, достигнута принципиальная договоренность о таможенном союзе между тремя государствами (Россия, Украина, Белоруссия), это - политическое решение. И главный вопрос, который будет обсуждаться на встрече глав правительств - его реализация. У нас есть большие возможности, чтобы быстро и оперативно создать таможенный союз. -Может быть подписан какой-то документ на эту тему? Скорее всего, окончательного решения не будет, но 25 января будут определены принципиальные подходы и сроки. После создания союза другие участники ЕврАзЭс получат возможность к нему присоединиться. Отличительная черта союза - наличие наднационального органа, который в рамках своей компетенции стоит выше национальных правительств. -Будет ли обсуждаться влияние на страны ЕврАзЭс экономической ситуации в мире, например в плане инфляции? Я думаю, что страны ЕврАзЭс, да и вообще все государства СНГ во второй половине прошлого года оказались перед серьезным инфляционным вызовом. Казахстан, наверное, первым на себе испытал его, поскольку мы достаточно сильно интегрированы в мировое экономическое пространство. Хорошо, что у нас был наработан достаточно богатый антиинфляционный опыт. На мой взгляд, здесь главным является не сползти, как это случилось после кризиса 1929 года в Латинской Америке, на путь таких мер и решений кризисной ситуации, которые идут в разрез стратегическому курсу развития страны , а остаться верным выработанному курсу: - сильная, открытая, рыночно-ориентированная экономика; - многовекторная социальная политика; - работоспособное государство. Мы предприняли ряд мер, в итоге- цены были стабилизированы, национальная валюта устояла. Мы оказали поддержку банковской системе. Замечу, что она была оказана банкам на возмездной и платной основе. Размеры экономики Казахстана не позволяют рассчитывать, что она станет конкурентоспособной без сопряжения с мировой экономикой. Но достигнутый уровень ее эффективности позволяет противодействовать негативным моментам такого сопряжения. Во время заседания ЕврАзЭс Казахстан готов поделиться своими наработками и учесть опыт других стран. - Как отразится кризис ликвидности на экономике Казахстана в 2008 г? До августа прошлого года наши прогнозы роста ВВП в 2008 году составляли - 9-10%. После августовского кризиса в США, мы пересмотрели эти показатели, и сделали их более консервативными 5- 7%. Ближе это будет к 5% или к 7%, во многом зависит от внешнеэкономической ситуации и возможности выхода казахстанских эмитентов на внешние рынки капитала. Если этот выход не произойдет, будет больше 5%, если ситуация улучшится - больше 7%. -Возможно ли принятие административных мер по контролю над ценами, например на продовольствие? Мы приняли ряд мер, которые помогут нам сглаживать ценовые колебания. По контролю над ценами, по фиксации цены - принято решение этого не делать. Мы готовы проводить интервенции через систему МЧС, с этой целью создан стратегический госрезерв продовольствия Второе направление - в прошлом году мы наработали опыт, когда сам частный бизнес заключает договора с областными акиматами (органы исполнительной власти) о том, что они гарантируют поставки определенных продуктов - пшеницы, муки, сахара, подсолнечного масла и т.д. в том количестве, которое запрашивается, по фиксированным ценам. В этом году мы договорились продолжить эту практику. -С какими компаниями заключаются подобные соглашения? Это в основном крупные экспортеры сельхозпродукции. -А что они получают взамен? Это называется "социальная ответственность бизнеса". Правительство планирует целенаправленно расширять масштабы поддержки экспортеров, улучшать используемые инструменты такой поддержки. В частности, будут значительно увеличены объемы государственного со-финансирования усилий предприятий по выходу на новые внешние рынки, расширены объемы экспортного кредитования, будут шире привлекаться профессиональная экспертиза по изучению внешних рынков и продвижению конкретных товаров на новые рынки. С учетом зарубежного опыта в создаваемых институтах развития будут укреплены специализированные подразделения по привлечению иностранных инвестиций и продвижению экспорта. -Насколько государство готово поддерживать банковскую систему в условиях нынешнего кризиса? Какого масштаба может быть помощь банковской системе? По этому поводу было сделано заявление правительства, нацбанка и агентства по финансовому рынку. В нем четко расписано: кто какую берет на себя ответственность, какие мы выдвигаем требования к банкам. Уже принято решение и подготовлена сумма в размере $ 4 млрд, которая пойдет на помощь строительным компаниям, где присутствуют дольщики, малому и среднему бизнесу, а также рефинансированы некоторые инвестиционные проекты. Помощь будет оказана через банковскую систему. И, как было уже отмечено, помощь будет оказана адресно, на возвратной и платной основе. Посмотрим, как будет дальше развиваться ситуация, в случае необходимости мы готовы увеличить финансовую поддержку. -До каких объемов? В случае необходимости, мы можем ее удвоить. В то же самое время, в заявлении правительства было четко сказано, что это проблема не только правительства, но и акционеров банков. Чтобы с ней справиться, акционеры должны вкладывать дополнительные средства в банк, продавать непрофильные активы, а правительство будет поощрять дополнительные эмиссии акций. -Каковы перспективы реализации подписанного в декабре российско-казахстанско-туркменского соглашения по Прикаспийскому газопроводу, учитывая неясность ситуации с туркменскими запасами и наличие проекта экспорта газа в Китай? Я не вижу проблем в строительстве газопровода - все принципиальные вопросы решены. Поскольку в соглашении есть формула цены на газ - этот вопрос на ближайшую перспективу урегулирован. В будущем будет не столько стоять вопрос о цене на газ, сколько вопрос о наличии газовых ресурсов.Есть ли этот газ у Туркмении - я не могу не подтвердить, ни отрицать этого. - Но в своих действиях Казахстан исходит из того, что у Туркмении газ есть? Да. - Для самого Казахстана насколько актуальны проекты развития альтернативных России проектов экспорта нефти? Столько, сколько сможет российская трубопроводная система переварить - столько мы будем экспортировать через Россию. Все остальное мы будем экспортировать другими маршрутами - Баку-Тбилиси-Джейхан, в направлении Китая и т.д. - Как Вы оцениваете соглашения, заключенные по Кашагану? Может ли это быть моделью при разрешении подобных ситуаций в будущем? Я хотел бы сказать, что Казахстан является сторонником стабильности контрактов. Но исполняться они должны двумя сторонами - как государством, так и инвестором. Если инвестор нарушает контрактные обязательства, то правительство Казахстана имеет право начать переговоры. Что мы и сделали в случае с Кашаганским проектом. Переговоры шли непростые, но достигнуто очень важное соглашение, которое отражает интересы народа Казахстана. При этом был найден консенсус с иностранными инвесторами. - В новом консорциуме по разработке Кашагана между участниками разделены сферы деятельности. Кто будет координировать их действия и представлять консорциум в отношениях с внешним миром? Планируется создать операционную компанию, куда войдут все участники проекта. Она будет координировать весь проект. Доли участников в операционной компании будут пропорциональны вкладу в проект в целом. - Кто мог бы возглавить операционную компанию? Это не имеет значения, поскольку решения будут приниматься на основе консенсуса. Модель полностью поменялась по сравнению с предыдущей - раньше была компания Eni, которая управляла всем процессом. - Каким образом удалось достигнуть такого результата так быстро? Освещение спора вокруг Кашагана в мировых СМИ не было столь негативным, как в случае с Сахалином -2. Я не хотел бы сравнивать нашу ситуацию с другими странами, везде своя специфика. Мы свою точку зрения с первого дня высказывали открыто и публично: "У нас такая ситуация, есть такие претензии." И придерживались этой линии до конца. Я хотел бы воспользоваться возможностью и выразить благодарность всем участникам консорциума за конструктивные переговоры. - Готов ли Казахстан участвовать в финансировании проекта нового Волго-Донского канала, о котором говорили президенты двух стран? Министры транспорта двух стран в прошлом году начали переговоры по этому вопросу. Сейчас прорабатывается вопрос подготовки технико-экономического обоснования. По результатам пред-ТЭО, которое будет отработано, мы сможем говорить о перспективах. Казахстан готов к участию в финансировании проекта. - Когда может быть принято решение о перспективности проекта? Думаю, что в течение 2008 года.