Советы консультанта: Красная цена дизайна


Собрались мы как-то за круглым столом с бизнесменами – владельцами немаленьких компаний по одному деловому поводу, но разговор в конце концов перешел на популярную нынче тему ребрендинга. Несмотря на то что сейчас так называют любые действия по перемене мест слагаемых бизнеса, все участники застолья под этим иностранным термином подразумевали другой иностранный термин, а именно рестайлинг. Говоря чуть более по-русски, переделку дизайна.

Один бизнесмен с гордостью сообщил, что новая система идентификации и визуальных коммуникаций, собранная в пять гроссбухов (точнее, бренд-буков), обошлась ему в шестизначную сумму в евро. (На самом деле эта система называется в народе фирменным стилем, но за фирменный стиль столько не платят.) Другой похвалился новым логотипом своей компании, цена которого была «всего лишь» пятизначной. Третий похвастался новой упаковкой продукта, которую ему изготовили известные евродизайнеры. Сумма снова была в евро и снова шестизначной.

Лишь четвертый не смог вспомнить, чем похвалиться.

Тут мы выпустили залп провокационных вопросов: чего вы ожидали от нового дизайна? что действительно изменилось? были это расходы или инвестиции?

Первый недоумевал: а разве должно было еще что-то измениться? Просто, наблюдая вокруг эпидемию переделок, он решил стать более продвинутым. Заметим, что бизнес его компании не публичный, «визуальной репутации» у нее нет, а значит, нет и глаз, в которых она могла бы вырасти. Максимум, на что ему пригодились пять гроссбухов, – это стандарт оформления визитных карточек. Ну и конверты появились фирменные. Деньги потрачены зря.

Второй ответил: сейчас омоложение в моде, так они себе легкую подтяжку и сделали в расчете на то, что смена имиджа благоприятно скажется на репутации компании. Компания эта – довольно известный игрок на рынке консалтинга, и «выражение ее лица» действительно имеет значение. Другое дело, что не стоило возлагать на дизайн функций, которые он выполнить не может, – одна смена логотипа клиентов не прибавит. Неудивительно, что надежды не оправдались: рестайлинг приняли благосклонно, но на финансовые результаты он не повлиял.

Третий сказал, что «новая одежка» его продукта позволила в два раза увеличить продажи. Редкий случай адекватного вложения денег! При удачной смене упаковки товара FMCG удвоение продаж не предел, слыхали мы и о 10-кратном росте!