РЖД идет в мост

«Российские железные дороги» (РЖД) завладели блокпакетом акций крупнейшего предприятия спецстроя – «Мостотреста»
М.Стулов

Капитализация «Мостотреста» может вырасти до $8–9 млрд, считает руководитель аналитического департамента «Ингосстрах-инвестиции» Евгений Шаго, но сейчас его справедливая стоимость меньше текущей капитализации. По его словам, после консолидации компания могла бы провести IPO, но с приходом РЖД о нем можно забыть: никто из акционеров не захочет уменьшать свою долю. А вот для РЖД «Мостотрест» хотя и непрофильный, но стратегически важный актив, говорит он. Это логичное продолжение стратегии по вхождению в уставные капиталы инфраструктурных объектов, например портов.

«Мостотрест»

мостостроительная компания. Выручка – 13,97 млрд руб. (1-е полугодие 2007 г., РСБУ), $960 млн (2007 г., по оценке Prosperity). чистый убыток – 146,6 млн руб. Капитализация – $1,3 млрд (RTS-Board). Более 80% заказов – от бюджета. Построила Вантовый мост в Санкт-Петербурге, монорельсовую дорогу в Москве. Подрядчик реконструкции автодороги М4 «Дон» с мостом через Дон, строительства моста через Волгу на автодороге в обход Ярославля, первой и второй очередей кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга.

Структуры РЖД – пенсионный фонд «Благосостояние» и управляющая компания «РВМ-капитал» (учредители – ИГ «Росвагонмаш», «Благосостояние», ЗАО «Желдорипотека» и ЖАСО) – завершили приобретение 25% плюс 1 акция компании «Мостотрест», рассказал «Ведомостям» заместитель исполнительного директора «Благосостояния» Денис Демидов. Последняя сделка должна быть закрыта 31 марта. Это подтвердила представитель «РВМ-капитала» Ксения Боброва.

Контрольный пакет «Мостотреста» принадлежит компании Marc O’Polo (MP). Информация от «Мостотреста» о покупке 50,3% его акций МР появилась 11 марта. Бенефициары MP – физлица, среди которых менеджеры группы «Н-транс», группы «Е-4» Михаила Абызова и их партнеры, знает представитель «Н-транс» Анна Вострухова. Говорить о долях она отказалась, но «Е-4» сообщала в начале марта, что увеличила свой пакет в «Мостотресте» с 12,58% до 20%.

Демидов заверяет, что около 10% акций «Мостотреста» было у «Благосостояния» еще в первой половине 2007 г.: «В конце года, в том числе и из-за решения проводить Олимпиаду в России, мы решили довести нашу долю до блокирующей, поскольку посчитали это очень интересной инвестицией». Общую сумму сделки он называть не стал. Реально структуры РЖД могли потратить на скупку акций более $100 млн (цена 15% исходя из средней стоимости акции на RTS Board за июль 2007 г. – март 2008 г.).

Акции, по словам Демидова, покупались у существующих акционеров, а Абызову и «Н-транс» предложений о покупке не поступало. По данным того же «Благосостояния», другими крупными акционерами «Мостотреста» сейчас являются фонд Prosperity (около 6%) и офшор Castlemor Investments Limited (около 5%).

Абызов, возглавляющий совет директоров «Мостотреста», знает, что структуры РЖД завладели крупным пакетом его акций, но размер пакета не уточняет. «Их участие в уставном капитале положительно скажется на развитии компании, – говорит он. – Рынок заказов на строительство железнодорожных объектов перспективен».

По словам Демидова, «Благосостояние» и «РВМ-капитал» уже выдвинули своих кандидатов в совет директоров (собрание акционеров должно состояться в июне). Представитель РЖД подтвердил, что среди них есть и топ-менеджеры его компании.

У «Мостотреста» большой потенциал капитализации, говорит Демидов, в том числе и за счет роста заказов, который можно обеспечить в связке с РЖД. По его словам, «Благосостояние» поддержит предложение акционеров сделать «Мостотрест» центром консолидации активов в данной отрасли: «Есть много интересных активов, крупнейшие из них – «19-й мостоотряд», «Дальмостострой» и «Мостострой-11».