Новизна хороша на пуантах

За три дня Балет Сан-Франциско показал 10 новых спектаклей ведущих хореографов, в том числе Юрия Посохова

Старейшая балетная компания Америки с размахом отмечает 75-летие. Важнейшей частью юбилейного сезона стал Фестиваль новых постановок – уникальный в мировой практике проект.

Десяти хореографам, представляющим разные поколения, стили и направления, предложили создать по одноактному спектаклю. Каждому было выделено три недели репетиций и предоставлен карт-бланш в выборе средств.

Симптоматично, что на родине модерна без пуантов обошлись только двое – старые авангардисты Пол Тейлор и Маргарит Дженкинс. Но оба выглядели непреодолимо архаичными (такова судьба революционеров). Для остальных классический танец по-прежнему сохраняет не только форму, но и вкус и цвет.

Американцы свободно вступают в диалог с предшественниками – цитируют, пересказывают, противоречат. Убедительнее всего это получается у Йормы Йело – нового любимца мирового балета, стремительно оккупировавшего все заметные сцены. Он поставил балет Double Evil на музыку Гласса и Мартынова, развив форсайтовские идеи деконструкции классики.

Джеймс Куделка выстроил часть спектакля «Руины свидетельствуют: здание было прекрасно» на чередовании pas de bourree (простого перебора ног на пуантах) с падающими арабесками, которые исполняет кордебалет. Контрастом служит адажио: балерина в туфлях на каблуках не делает ни одного балетного pas – лишь набор бытовых движений, благодаря накалу становящихся театральными.

Даром сложить собственный язык из хрестоматийного набора прыжков, вращений, port de bras обладает и давно работающий в Сан-Франциско Юрий Посохов. Его «Взаимопроникновения» – спектакль, соединяющий восточные и европейские традиции, определил тональность фестиваля. Построенный на виртуозном использовании классического танца, насыщенный хореографически, он выделяется гармонией всех элементов: музыки, сценографии, костюмов, света, подбора исполнителей.

Балет как игра в цитаты увлекает Джулию Адамс. Принцессу Аврору хореограф остроумно заставляет танцевать под музыку своей исторической эпохи – баховские Гольдберг-вариации, но двигаться – по законам Марка Морриса, когда-то придумавшего профильный принцип, стилизующий приемы XVII в. А вот Joyride самого Марка Морриса оказался набором узнаваемых приемов, великолепных, холодных и безликих.

Диалог со старыми мастерами в балете плодотворен. Классический танец в представлении Балета Сан-Франциско оказывается живым и развивающимся искусством. Неудивительно, что среди хитов международного балетного обихода немалая часть спектаклей стартовала здесь.