Советы консультанта: Тревога, надежда, подъем


Почему футболисты на своем поле выигрывают чаще, чем на чужом, а малочисленное войско иной раз побеждает крупную армию? Потому, что нравственно-эмоциональный тонус людей может умножить их силы. Этот ресурс заметил и бизнес. Умная фирма не скупится на тренинги, корпоративные мероприятия, веселый дизайн. Спросишь иного руководителя: какие у вас конкурентные преимущества? И он с готовностью ответит: «Психологический климат». Правда, в наших российских снегах я больше вижу пренебрежительное отношение к этой стороне бизнеса. Дескать, субъективный фактор. Да, субъективный, хотя приводит он к вполне объективным последствиям.

Мои многолетние наблюдения дали основание для выделения восьми типов организационного настроения (см. врез). Четыре из них кратковременны: паника, тревожность, надежда, подъем и энтузиазм; три устойчивы: уныние, равнодушие и уверенность. Два последних типа настроения важны для преодоления первых четырех. Если на этой шкале вы видите вашу фирму на отметке «уныние» или «равнодушие», нужно задуматься, как сформировать настроение надежды. Оно складывается из двух составляющих: делового оптимизма, когда вы сообщаете коллективу о новых возможностях и планах, и радостных событий, которые эмоционально подкрепляют, усиливают деловой оптимизм.

Вот пример. Неплохая оптовая фирма с хорошей репутацией, устойчивой клиентурой; основные сотрудники работают по 8–12 лет; самые высокие в отрасли зарплаты. Но наступил период «выгорания». Глава компании выразился так: «У них взгляд потух». Сказывается это на рентабельности, оборотах, клиентской базе? Не может не сказаться. Мы провели там деловую игру под названием «Атакуй себя». Вызвали настроение тревожности, обострили его, и оно перешло в настроение подъема, мобилизации усилий на преодоление угроз. Уже сама эта мобилизация – деловая игра, проблемные совещания, приглашение консультантов – сформировала надежду на скорый выход из застоя. И когда нужные решения были найдены, мы постарались их представить максимально публичным и торжественным образом. На большом собрании глава компании выступил с новой стратегией. Под занавес затейники из развлекательной фирмы ворвались в зал с шампанским и веселым концертом. На следующий день руководители подразделений собрались для разработки мер по реализации новых инициатив.

Как видите, из всех негативных видов настроений тревожность – самое продуктивное, если суметь его обострить для перевода в надежду, подъем и даже энтузиазм, но с возвратом к уверенности.