Дави на ток

Европейские и американские предприниматели устремились на рынок автомобилей, работающих на альтернативных источниках энергии

В 2007 г. в Европе и США появились на свет сразу несколько компаний, поставивших своей целью вывести на рынок новое поколение гибридных автомобилей и электромобилей. Их возглавляют бывшие инженеры и конструкторы автогигантов, таких как Volkswagen AG или McLaren. Их поддерживают венчурные капиталисты.

В 2007 г. бывший технический директор McLaren англичанин Гордон Мюррей основал компанию Gordon Murray Design, предварительно заручившись поддержкой венчурного фонда MDV-Mohr Davidow Ventures. В ней инженеры занимаются разработкой маленького городского электромобиля, используя богатый опыт работы с легкими композиционными материалами, накопленный при создании гоночных автомобилей Formula One и спортивных автомобилей Mercedes-Benz McLaren SLR.

Мюррей не собирается заниматься производством или построением дилерской сети. Он надеется продать разработку кому-нибудь из автогигантов или корпорации «вроде Sony, например».

«Последние 20 лет автогиганты самостоятельно разрабатывали все ключевые технологии. Сейчас ситуация меняется», – говорит Хенрик Фискер, бывший дизайн-директор компаний Ford Motor и Aston Martin. Меньше года назад Фискер основал компанию Fisker Automotive для разработки гибридного спортивного седана Karma, который должен появиться на рынке к концу 2008 г. по цене от $80 000.

В том же 2007 году Мурат Генак, бывший глава отдела разработок бренда Volkswagen, присоединился к расположенной в Швейцарии молодой компании Mindset AG, которая получила финансирование от швейцарского фонда Spirt Avert на разработку нового гибридного электромобиля.

Предприниматели прекрасно осведомлены, что Daimler, Toyota Motor, General Motors, Renault и Mitsubishi также работают над созданием собственных электромобилей нового поколения. Например, в апреле 2008 г. Daimler анонсировала новую технологию производства батарей для лимузина Mercedes-Benz S-Class, разработанную совместно с поставщиком шин и запчастей Continental.

Но из-за проблем со сбытом та же Daimler вынуждена постоянно сокращать расходы на исследования и разработки. Если в 2000 г. эта строка бюджета составила 7,241 млрд евро, то в 2007 г. – всего 4,148 млрд евро ($6,39 млрд).

Да и предыдущие попытки наладить выпуск экологически чистых автомобилей заканчивались неудачей. Моделям Honda Insight и VW Golf Ecomatic не удалось завоевать массовый рынок. Норвежская фирма Think Global разработала электромобиль в 1994 г., но так и не смогла наладить его массовое производство. Сначала не было спроса со стороны потребителей, а теперь не хватает производственных мощностей для последней модели TH!NK city.