Новинки книжных развалов


Требуются управленцы, а не выпускники МВА

Генри Минцберг

М.: Олимп-бизнес, 2008. 544 с.

В нынешнем году у МВА 100-летний юбилей: именно в 1908 г. в Гарвардском университете появилась программа Master of Business Administration («Магистр делового образования»). А профессор Генри Минцберг в свежем труде, посвященном бизнес-образованию, напоминает, что именно эту программу «вскоре в кабинете ректора обозвали «безобразный ярлык».

Читать книги Минцберга – сплошное удовольствие. И даже не потому, что он меток в оценках, уважает труд ученых и не выпячивает собственные успехи (вместе с коллегами из Канады, Англии, Франции, Индии и Японии он почти 10 лет развивает программу международного магистра практического управления – IMPM). Его яркие образные определения с книжных страниц легко могут перекочевать в блоги или корпоративные издания. Вот, например, одно – посвященное нынешним программам МВА: «Управление – это не сумма маркетинга, финансов, бухгалтерского учета и т. д. Оно имеет отношение ко всем функциям бизнеса, но не сводится к ним. Если их в виде разноцветных жидкостей налить в пустой сосуд, коим является студент программы МВА, а потом осторожно взболтать, то получится набор отдельных слоев, а не цельная смесь, имя которой – менеджер».

Минцберг проследил, как расслаивались программы МВА. И обращает внимание читателя на то, как важно не запутаться при их выборе: программы MBF (от finance, football или fashion) готовят магистров в области финансов, футбола или моды; программы MBC (от consulting и change) выпекают магистров консалтинга и деловых перемен; к стандартной МВА добавились aerospace и accounting – и вот уже готовы магистры в аэрокосмической отрасли и бухгалтерской отчетности. Кстати, и чиновников заманивают программы МРА (Master of Public Administration – магистр администрирования государственных организаций) и MHA (Master of Health Administration – магистр администрирования организаций здравоохранения).

Впрочем, достается от Минцберга не только школам бизнеса, но и корпоративным университетам. «Очень жаль, что корпоративные учебные заведения «прикидываются» университетами, а университетские школы бизнеса, в свою очередь, имитируют заинтересованность в каждом индивиде, – пишет он и объясняет: – При таком раскладе и те и другие дезинформируют потребителя и изменяют своему предназначению. В данном случае более подходящими были бы названия «академия», «институт» или «центр», применяемые соответственно в LG, GE и Boeing».

Это суждение профессора не относится к Японии, где обучение руководителей «почти всегда является делом самих корпораций». Минцберг напоминает, что, когда менеджеру Toshiba, посетившему Лондонскую школу бизнеса, сказали, что многие студенты уволились со своих работ, чтобы учиться по программам МВА, он воскликнул: «Ну тогда Toshiba – университет!».