То, что доктор прописал: Запасные часы


Ученый Пэтрик Фуллер и его коллеги из Гарвардского медицинского колледжа опубликовали на прошлой неделе в журнале Science крупное открытие: помимо светового маятника, у нас в голове тикает другой, не менее важный – пищевой. Открытие сулит революцию в отношениях с «джет-лагом», синдромом сдвига часовых поясов.

Александр Львович клюет носом на утренних переговорах в Сингапуре: на его внутренних часах три ночи. Его суточный ритм сбит, и яркое солнце, пробивающееся сквозь жалюзи переговорной комнаты, не сообщает организму, что пора просыпаться. Секретарша вносит сэндвичи, но и на них он смотреть не хочет: наелся перед сном в самолете. Как выясняется, этот ужин – его главная ошибка.

В эксперименте ученые использовали уникальных мышей, из генома которых был удален ген, отвечающий за работу биологических часов. Такие мыши ведут беспорядочный образ жизни, часто перестают питаться и впадают в ступор. Не помогает ни кормление по расписанию, ни регулярная смена дня и ночи. Но этих богемных декадентов можно спасти: уколом в мозг внедрить особый вирус, несущий недостающий ген. Если укол попадает точно в центр контроля светового режима, мышиная жизнь начинает входить в нормальное русло: при помощи вируса ген внедряется в нервные клетки, и световые часы снова работают. Мышь радуется «рассвету» (включению лампы), зевает на «закате» и ест по собственному расписанию – даже если еда доступна круглые сутки.

Имея в руках эту экспериментальную модель, Фуллер и коллеги смогли установить совершенно новый факт: в мозге есть и другой центр, содержащий особые «пищевые» часы – их можно активировать тем же вирусом, и тоже спасти беспутных мутантов. Если вирус будет вколот только в клетки этого центра, мыши по-прежнему не будут реагировать на смену дня и ночи. Но стоит начать давать еду по расписанию – их суточный цикл полностью налаживается.

«Работа пищевых часов включается примерно после 16 часов голодания, – сообщил «Ведомостям» Фуллер. – В норме пищевые часы подчиняются световым, но если световые барахлят – пищевые могут быстро отреагировать на изменение расписания». Ну да, раз пища не поступает в нужный момент световых суток – плевать на световые сутки, надо есть, когда дают. «После того как вышла статья, нам стали писать читатели – врачи, ученые, путешественники, – что они давно используют метод пищевых часов. Летом мы с соавтором полетим в Азию на конференцию и там попробуем применить наш метод на практике», – продолжает Фуллер. Пожелаем ему удачи, а Александру Львовичу – держаться трех новых правил:

1. Не есть в самолете. 2. Прилетев на место, начать есть так, как привык дома, – например много с утра и мало вечером. Или наоборот – кому как. 3. Верить и ждать, что пищевые часы помогут продержаться до момента, когда световые часы наконец сообразят, что произошло, и заработают. Половина проблемы – в тревоге, а это уже вопрос аутотренинга. Верить и ждать!.