Сергей Липатов: «Сделаем интернет массовой услугой», - Сергей Липатов, президент «Транстелекома»

«Транстелеком» потратил $500 000 на то, чтобы переименоваться в ТТК, принял стратегию до 2015 г. и пошел в розницу. О том, что будет дальше, рассказывает Сергей Липатов
С. Николаев

1999

заместитель начальника финансово-экономического управления Федеральной службы налоговой полиции

2001

заместитель главы администрации города Сочи

2002

назначен президентом компании «Транстелеком»

ЗАО «Компания «Транстелеком»

оператор фиксированной связи. Акционер – ОАО «РЖД» (100%). Финансовые показатели (2007 г., МСФО): Выручка – 24,5 млрд руб. Чистая прибыль – 2,54 млрд руб. Основана в 1997 г., в 2001 г. построила и стала оператором волоконно-оптической сети, проложенной вдоль железных дорог. В конце 2007 г. обслуживала 1565 клиентов.

Компания «Транстелеком», созданная 11 лет назад в основном для обслуживания российских железных дорог, сегодня зарабатывает благодаря им всего 8% доходов. Остальные деньги компании приносят корпоративные клиенты. Но теперь ей и этого мало – по словам президента «Транстелекома», оператор начинает «поход на массовый рынок», чтобы сохранить темпы роста не ниже рыночных.

– Многие ваши конкуренты довольствуются корпоративными клиентами. Зачем выход на массовый рынок понадобился «Транстелекому»?

– Жизнь вынудила. Если не развиваешься, то умираешь. В 2002–2007 гг. мы руководствовались стратегией развития на магистральном рынке, и она значительно перевыполнена. Мы достигли максимальных показателей на всех целевых рынках – на рынке предоставления магистральных национальных каналов связи, на магистральном рынке регионального интернета, на рынке частных виртуальных сетей (IP VPN). На всех этих рынках мы – лидеры. Но если бы ТТК оставался оператором для операторов, то со временем превратился бы из уверенного лидера в бывшего лидера. Все наши прежние целевые рынки из серьезно растущих превращаются в стабильные, мы даже рискуем потерять долю доходов с выходом на магистральный рынок сотовых операторов. Поэтому мы стали исследовать другие возможности, оценили риски и приняли решение о выходе с услугами связи на розничный рынок. Вся эта работа заняла около полутора лет. По мере движения вперед цели уточнялись, в итоге они получились вполне реалистичные. Например, сначала мы планировали охватить розничными услугами 250 городов, в итоговом варианте их стало вдвое меньше – 120, а дальше посмотрим.

– За какой период вы собираетесь построить там сети?

– 120 городов мы «построим» за два года. А стратегия рассчитана на 2008–2015 гг. Как раз в 2015 г. завершается первый этап новой стратегии нашего акционера – ОАО «РЖД». Наша цель – взять целевой розничный рынок через основную услугу: широкополосный доступ (ШПД) в интернет со всем сопутствующим продуктовым рядом – телевидение, видео по заказу и т. д. Приоритетная технология – строительство оптоволоконных линий к потребителям, в первую очередь к многоквартирным домам.

– Какую долю рынка ШПД рассчитываете занять к 2015 г.?

– Цифры, которые у нас посчитаны, – 10,7% целевого рынка фиксированной связи по количеству пользователей (в абсолютном выражении это 2,1 млн абонентов) и 17% в деньгах. Причем Москва и Санкт-Петербург для нас являются приоритетами второго порядка, опережающими темпами мы пойдем в регионы. И предоставление сервиса голосовой дальней связи – один из элементов новой стратегии.

Объем нашего прежнего целевого рынка составляет до $2,5 млрд в год, из которых 40% – наши. Дольше существовать в рамках только этого рынка нецелесообразно. А розничный рынок больше $15 млрд. Но поход в розницу – задача непростая, и, не имея конкурентных преимуществ, свою долю на этом рынке не возьмешь.

– По скорости строительства сетей в регионах первенство пока у ваших конкурентов – Golden Telecom, «Комстар-ОТС». Какие же преимущества у «Транстелекома»?

– Уровень проникновения услуг ШПД в среднем по рынку пока очень маленький. Реально качественных, быстрых услуг предоставляется очень мало. А наша компания за время работы на магистральном рынке накопила огромный потенциал – и финансовый, и технологический, и кадровый. Из всех альтернативных игроков мы единственная компания федерального масштаба, присутствующая практически во всех регионах России, и наша сеть связи – самая современная в стране. Сегодня у нас уже нет необходимости в больших затратах на ее развитие. И если кто-то захочет посоревноваться с нами в цене услуг для потребителей – бесполезно: у нас преимущество в себестоимости услуг.

Наш поход в розницу принесет клиентам хороший сервис и более низкие цены. Сейчас наиболее популярными скоростями на региональных рынках ШПД являются 128–256 Кбит/с. Мы готовы увеличить скорость в несколько раз и сделать интернет доступной, по-настоящему массовой услугой.

– А как насчет качества? Ведь услугу нужно еще и продать, и обеспечить техподдержку. Здесь у «Транстелекома» как раз нет опыта.

– Качество услуг складывается из двух составляющих. Во-первых, это эксплуатация. Здесь у ТТК большой опыт. Во-вторых, это абонентское обслуживание. У многих компаний связи, которые в последние годы выходили в розницу, тоже не было опыта в обслуживании конечных абонентов. Здесь главное – понимать, как устроены процессы сопровождения абонентов, что для этого необходимо. Сегодня мы как раз занимаемся тем, что выстраиваем всю систему работы с абонентом.

– Развиваться будете исключительно сами или рассматриваете возможность покупки активов?

– Мы планируем приобретать операторов и активно строить собственную инфраструктуру.

Основной приоритет той или иной покупки – экономическая целесообразность. Так что смотрим на всех, а там разберемся. Главное – скорость развития.

– Сколько вы планируете инвестировать в массовый рынок?

– До 2015 г. группа компаний инвестирует в развитие $1,5 млрд. Но вообще-то эти инвестиции первых трех лет – 2008–2010 гг. Пусть конкуренты задумаются. (Смеется).

– Деньги будете занимать?

– В том числе и занимать. Все последние годы мы развивались за счет собственных ресурсов, накопленной прибыли и потратили на развитие в 2002–2007 гг. порядка $500 млн. Сейчас у ТТК практически нет долга, и это плохо – значит, что за это время мы пропустили большое количество возможностей. Но такие были правила игры. Зато рынок оценивает наш ресурс разового финансового заимствования примерно в $1 млрд.

– С 1 июня «Транстелеком» запускает новый бренд – ТТК. Он предназначен только для работы на массовом рынке?

– В нашем случае невозможно оставить в одном сегменте рынка один бренд, а на другом придумать совершенно новый. ТТК – это мультибренд, т. е. единый бренд для всех услуг: «ТТК – Eurasia Highway», «ТТК-интернет», «ТТК – дальняя связь» и т. д. Сама компания, кстати, тоже сменит название на ТТК. Эта аббревиатура подразумевает широкое толкование: на уровне имиджевой кампании это «технология, творчество, качество»; на рынке дальней связи – «тепло твоего круга»; для продвижения услуг IP VPN – «территория твоей компании»; для внутренних коммуникаций в компании – «талант, труд, карьера».

– Почему для разработки бренда вы выбрали не самое крупное на этом рынке агентство Your Brand?

– Понравился весь портфель агентства. Привлекла сильная дизайнерская команда, работающая в Лондоне, с сильными традициями британской школы. Your Brand разработало основную идею ребрендинга банка «Траст», которая была нам очень симпатична.

– В какую сумму обойдется ТТК смена имиджа?

– Сумма контракта с Your Brand невелика – $500 000. А на общефедеральную рекламную кампанию собираемся потратить в этом году около $20 млн. Реклама конкретных продуктов и услуг начнется с июня в пилотных регионах: Дальневосточном федеральном округе и Челябинской области.

– Что вы думаете о возможной продаже части акций ТТК на бирже или стратегическому инвестору, о которой несколько раз упоминало руководство РЖД?

– С финансовой точки зрения на сегодняшний день нет никакой необходимости продавать какой-либо пакет акций. У нас есть возможность привлечь достаточно серьезные средства для целей развития компании. И сначала мы используем ее.

Но ТТК для РЖД все-таки непрофильный актив, да и компания, чтобы быть эффективной, должна соответствовать интересам всего рынка, рыночным реалиям. И если есть смысл продавать пакет сегодня, то это для того, чтобы диверсифицировать риски владения одним акционером непрофильным активом. Вот, возможно, с целью дальнейшего развития бизнеса, обеспечения его выхода на новые сегменты продажа некого пакета имела бы смысл. Я не думаю, что с точки зрения стоимости IPO всегда наиболее эффективный инструмент. Возможно, на сегодняшний день более правильной формой могло бы стать частное размещение.

Что касается возможного привлечения стратега, в России, на мой взгляд, мало кто может посоревноваться с нашей менеджерской командой. А у западников особый подход – не думаю, что они могли бы сильно помочь компании с управлением. Плюс к тому надо учитывать вопросы информационной безопасности. ТТК – очень серьезный инфраструктурный игрок, и нужно взвешенно относиться к выбору партнеров. Все это нашим акционерам известно, и не сомневаюсь, что решение будет своевременным и эффективным.

– Какая доля выручки ТТК сейчас приходится на услуги для РЖД?

– 8%. Такая доля сохраняется уже довольно давно.

– А насколько весомо влияние РЖД на операционную деятельность компании?

– Это исключительно стратегическое корпоративное управление. Постановка задач на уровне совета директоров и собрания акционеров. Операционная деятельность полностью в руках менеджмента. Тем более что наш бизнес специализированный: к примеру, строительство подводных кабелей не имеет никакого прямого отношения к повседневной работе РЖД.

– Недавно ТТК и японская NTT проложили кабель, соединяющий материковую Россию и Японию. Зачем вам понадобилось участвовать в этом проекте?

– В прошлом году наша выручка от чистого транзита составила $30 млн. Два года назад этих денег вообще не было. Весь рынок евроазиатского трафика с учетом всех кабельных систем приблизительно можно оценить в $500 млн. К 2015 г. доля ТТК на этом рынке, по самым осторожным прогнозам, составит около 15%.

Но оценивать ситуацию здесь надо не только с точки зрения выручки. Присутствие на рынке международного транзита с разделением доходов от продукта – очень важный момент утверждения любой державы с точки зрения информационной безопасности, открытия наших перспектив и реалий для мира в целом. Наш транзит – самый эффективный со всех точек зрения. Когда произошло землетрясение на Тайване, шесть трансокеанских кабелей оказались порванными – мир потерял связь. Представьте: вот нет интернета, не работает! А наша система работала. Так что уже сейчас можно сказать: мы это сделали, сигнал идет, связь работает. Кстати, пекинская Олимпиада будет транслироваться в Европу в том числе и с помощью ТТК как основного канала доставки сигнала. Навряд ли кто-либо доверил бы нам такую ответственность, не являйся мы уже сейчас одним из основных игроков транзитного рынка.

Соединение с Японией – это вопросы и геополитики, и информационной безопасности. В советские времена существовала система соединения с Японией, но устаревшая, и весь трафик гулял по сетям Китая и других стран. А сейчас мы сами контролируем большую часть трафика.

– У вас есть личный бизнес, не связанный с «Транстелекомом»?

– У меня есть кое-какие частные инвестиции, я разбираюсь в фондовом рынке. Но напрямую никакого бизнеса нет. С позиций руководителя компании «Транстелеком» было бы неосторожно говорить, что имеешь интересы в другом бизнесе, пусть даже неаффилированные.

Железнодорожное прошлое

«Транстелеком» появился в 1997 г. по инициативе Николая Аксененко, возглавлявшего тогда Министерство путей сообщения. Желая создать конкурента тогдашнему монополисту – «Ростелекому», железнодорожное ведомство за три года (1997–2000 гг.) вложило в магистральную сеть связи около $1 млрд. Чтобы вернуть основную часть этих инвестиций, министерство собиралось продать 49% акций «Транстелекома» стратегическому инвестору за $800 млн и с этой целью перевело этот пакет в фонд прямых инвестиций, а впоследствии в офшорную компанию Digitech, которой управляли британский инвестбанк Central Europe Trust и консалтинговая компания InterMatrix Group (подробности сделки не раскрывались). Но сменивший Аксененко Геннадий Фадеев решил, что «Транстелеком» должен в первую очередь предоставлять услуги связи железным дорогам, и в 2002 г. МПС выкупило акции, а впоследствии передало их РЖД.