Без макрорегионов

Минрегион передумал делить страну на макрорегионы, решив ограничиться федеральными округами

Поделить Россию на макрорегионы придумал в ноябре прошлого года нынешний премьер-министр, а тогда президент Владимир Путин. Тогда он сказал, что макрорегионы нужны, чтобы «определить наиболее эффективные пути развития регионов» и обеспечить интересы проживающих там граждан. Путин тогда не исключил, что при необходимости границы федеральных округов придется оптимизировать.

В конце года министр регионального развития Дмитрий Козак сообщил, что макрорегионов планируется создать 10. В рабочей версии концепции развития страны до 2020 г. предполагалось, что за основу при формировании макрорегионов будут взяты административные округа, но за некоторыми исключениями. Сибирский округ делился на две части – Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский, появлялись и новообразования – Северный и Центрально-Черноземный макрорегионы.

В концепции регионального развития (есть у «Ведомостей»), которую вчера рассматривал общественный совет при Минрегионе, про макрорегионы нет ни слова. Экономическое развитие регионов сгруппировано по федеральным округам. Их семь: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.

Макрорегионы начали воспринимать как нечто политическое, как грядущее изменение административного деления, говорит чиновник министерства. На самом же деле имелась в виду оптимизация управления федеральными проектами – например, упорядочение размещения инфраструктуры. Когда в начале 2000-х гг. система округов формировалась, их сгруппировали политически, сетует зампред общественного совета Минрегиона Игорь Вдовин, экономическое районирование не было учтено. Региональная концепция будет дорабатываться в течение двух недель, и не исключено, что в итоге совет предложит изменить очертания административных округов. Чиновник Минрегиона отмечает, что пока такая идея не рассматривается.

Зато Козаку понравилось предложение совета ввести систему стратегического планирования округов, говорит Наталья Борисова, зампред правления Национального агентства прямых инвестиций. Это поможет избежать ненужной конкуренции между регионами.

Объединять Восточную и Западную Сибирь в один округ с точки зрения экономики нелогично, считает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. Восточная Сибирь в основном сырьевая, а Западная – это машиностроение, металлургия, аграрный сектор, наука. Неоднородны по структуре Северо-Запад (инновации, обработка, транспорт) и Север (выход к Ледовитому океану, добыча природных ресурсов, лес), говорит она.

Вряд ли экономическое районирование принципиально изменит направление развития региона, говорит замгубернатора Читинской области Виктор Столяров: если там испокон веков добывают алмазы, то не станут «вдруг» развивать космическую отрасль.

Бессмысленная затея возвращаться к экономическим районам, считает Ольга Вендина из Института географии РАН: сегодня не государство решает, что и где делать в экономике, а бизнес, поэтому развитие будет идти своим путем. Однако возвращение экономических границ было бы полезно для аналитики и статистических расчетов, убеждена она.