Новинки книжных развалов


Образ организации

Гэрет Морган М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. 504 с.

Название книги Гэрета Моргана никак не передает накала страстей, поджидающих читателя: они разворачиваются буквально с первой страницы, и основной их смысл и пафос в том, что все мы каждый рабочий день находимся в организации, которую канадский профессор изображает то как психическую тюрьму, то как политическую систему, как организм, машину, инструмент господства или даже мозг (всего автором использовано восемь метафор).

Мне, например, самым симпатичным местом для работы показался мозг. Хотя в таких рациональных организациях и поныне правят бал столь знакомые менеджерам «исследование операций» (Operation Research), «системы управленческих решений» (Management Decision Systems) и «информационные управленческие системы» (Management Information Systems). Все они призваны, ехидничает Морган, «разработать инструменты обработки информации и принятия решений, которые смогут привести к еще более рациональным решениям». Хотя, казалось бы, куда уж рациональнее?!

Мозг, как пишет ученый, представляет собой «голографическую организацию». «Одна из любопытных особенностей голограммы в том, что, если она ломается, любой отдельный кусочек можно использовать для реконструкции изображения в целом», – напоминает профессор и уверяет, что нашел нечто похожее в бизнесе, хотя в организационном контексте, например, такой компании, как Magna International, нет, по его уверению, «абсолютно одинаковых подразделений».

Понимая, что и в мире бизнеса все относительно, Морган ссылается на двух авторитетов из современной теории случайности – Пола Лоуренса и Джея Лорша. Эти профессора из Гарварда с блеском доказали гипотезу о том, что «а) для разных рынков и технологических условий нужны разные виды организаций; б) организации, оперирующие в нестабильной среде, должны достигать более высокой степени внутренней дифференциации (например, между отделами), чем те, что работают в среде менее сложной и более стабильной».

В разделе «Организация как культура» меня приятно удивил фрагмент, посвященный женскому стилю управления. Ссылаясь на многочисленные примеры, профессор подчеркивает, что именно женщины «помогают создавать культуры, где иерархия уступает место «сетям включения»; управляют так, «чтобы быть в центре событий, выстраивая сообщества, основанные на доброжелательных отношениях, для которых характерны доверие, поддержка и взаимное уважение», и создают «по-настоящему сетевые организации, где процесс столь же важен, как результат».

Осилить увесистый фолиант, дополненный кейсами из жизни современных организаций, непросто. Но, по авторитетному заявлению Моргана, способность читать и понимать происходящее в организации – основная компетенция руководителя.