Конкуренция подождет

Массовые аукционы за места под рекламоносителями, проводить которые требует теперь закон «О рекламе», начнутся только в 2013 г. Город продлил до этой даты большинство договоров
Е.Кузьмина

Во вторник вступили в силу поправки в закон «О рекламе», согласно которым все новые места для установки щитов наружной рекламы будут распределяться на аукционах. После истечения срока действия договоров места под них выставляются на аукцион.

По данным исследовательской компании «Эспар-аналитик», на конец мая в Петербурге действовало примерно 9000 рекламоносителей. Большая часть из них принадлежит News Outdoor и «Постеру» (см. врез).

В Петербурге аукционы начнутся не раньше следующего года, говорит директор ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР) Андрей Лапин. По его словам, в городе еще не разработана нормативная база для аукционов. Для этого нужно принять городской закон, в котором будет определен орган, проводящий торги.

А массовые торги за места начнутся только в 2013 г., отмечает Лапин. До 1 июля 2008 г. примерно по 1500 рекламоносителям оканчивались договоры, говорит он. Они принадлежали в основном небольшим участникам рынка. Поскольку нормативная база для торгов была еще не готова, ГЦРР продлил договоры по ним на пять лет с правом в одностороннем порядке потребовать демонтажа. В 2009 и 2010 гг. могут закончиться договоры на несколько сотен конструкций.

Впрочем, места под ними не обязательно попадут на торги. Смольный разрабатывает программу сокращения рекламных конструкций в городе, так что некоторые щиты после окончания договоров могут быть демонтированы, говорит Лапин. Демонтажи могут коснуться и носителей, по которым продлены договоры, добавляет он.

Из-за возможных демонтажей до 2013 г. массового перераспределения мест под рекламоносители не произойдет, уверены чиновники и участники рынка. Гендиректор «Постера» Кирилл Опарин говорит, что участники петербургского рынка наружки поставлены приблизительно в равные условия и у них есть время для подготовки к массовым аукционам в 2013 г. Такого же мнения придерживается гендиректор BV-Media Олег Родионов. «Если власти создадут четкую схему выделения мест под носители, будет лучше всем», – заявляет он. А президент «Талера» Михаил Пационко напоминает, что ГЦРР до 2006 г. проводил торги и у большинства компаний есть опыт участия в них.

Но небольшим компаниям все же будет тяжело конкурировать с лидерами рынка, считают Родионов и Пационко. «У News Outdoor и «Постера» финансовые возможности больше, чем у остальных игроков. Теоретически на аукционах они могут перекупить у небольших игроков лучшие места, – рассуждает Пационко. – Но за пять лет мы успеем подготовиться».

Все операторы рынка наружки развиваются на кредитные средства, замечает руководитель петербургского представительства News Outdoor Владимир Рябовол. «Рассказы о наших безграничных финансовых возможностях не соответствуют действительности. Мы используем те же методы привлечения средств, что и другие участники рынка. Система кредитования в равной степени доступна всем рекламистам, хотя условия предоставления кредитов могут быть различными», – говорит рекламист.