Компания недели: «Норильский никель»


Спустя два дня после совета директоров «Норильского никеля» меня все еще мучает любопытство: ставя вопрос о доверии самому себе, бывший гендиректор Денис Морозов подыгрывал своему бывшему шефу Владимиру Потанину? Ведь тот как по нотам разыграл комбинацию, поставив во главе «Норникеля» широко известного в интерросовских (и только) кругах Сергея Батехина. Или все-таки они не договаривались, Морозов искренне переживал за будущее компании, раздираемой конфликтом акционеров, а Потанин воспользовался его порывом да и обвел всех вокруг пальца?

Искренен был Морозов или нет, в здравом смысле ему не откажешь: «в ситуации, когда менеджмент вынужден жить от одного собрания акционеров к другому, пока акционеры борются за контроль над советом», «усилия, направленные на развитие компании, могут оказаться невостребованными и бессмысленными». Действительно, какой смысл Потанину развивать то, что может достаться Дерипаске? И у Дерипаски нет никакой мотивации развивать то, что достанется Потанину. Быть гендиректором в такой ситуации – только наживать врагов. Может быть, у бывшего акционера «Норникеля» Михаила Прохорова, которого вчера профсоюз «Норникеля» попросил вернуться на пост гендиректора, нервы и мотивация окажутся более крепкими. Но поверит ли ему бывший партнер Потанин?

По всем признакам «Норникель» перешел на осадное положение надолго. Шар на стороне UC Rusal, которая угрожает провести внеочередное собрание акционеров, поменять совет директоров и гендиректора. Олегу Дерипаске не занимать таланта, и, конечно, его дебют в роли обиженного миноритария и защитника акционеров будет феерическим. С другой стороны, Потанин прошел школу корпоративных войн с «Альфа-групп», и ждать, что он капитулирует, не приходится.

От всего этого остается стойкое ощущение дежавю. В 1997 г. дрались за ТНК, в 1999 г. – за «Сиданко» и «Русиа петролеум», в 2001 г. забирали «Носту» и Автобанк, в 2004 г. дербанили ЮКОС, потом судились за «Вымпелком» и «Мегафон». Теперь в зените славы ТНК-BP, «Ингосстрах», «Норникель». В утешение портфельным инвесторам ГМК можно заметить, что в отличие от какого-нибудь розничного бренда никель так просто не изведешь – хотя бы потому, что его запасы в России огромны. Ну и всегда есть надежда на «большого брата» или «хорошего переговорщика», которые воспользуются дракой, чтобы забрать компанию у дерущихся под видом примирения сторон.